Найти тему
Из точки А в точку Б

Где в России ещё можно прокатиться на вагонах, которые не принадлежат монополисту ФПК

После ухода из регулярных пассажирских перевозок компании "ТрансКлассСервис" вагоны других перевозчиков в России найти непросто. Рассказываем, где ещё они ходят.

И то в большинстве случаев это не чисто частные компании, а так или иначе найденные с РЖД компромиссы.

1. Поезд «Мегаполис» Москва — Санкт-Петербург

Оранжевый, узнаваемый, частный — перевозчиком выступает компания "Тверской экспресс". Здесь всё немного лучше, чем ожидаешь, а цены зачастую заметно ниже, чем в поезда ФПК. При этом билеты продаются точно так же, как и на все прочие поезда.

В составе "Мегаполиса" — купейные вагоны (с питанием и без) и СВ. Кондиционер обычно работает, фрукты свежие, проводники вежливые — и невероятно радует собственный стиль, вплоть до фирменного постельного белья. Вот Wi-Fi внутри работает не всегда, увы.

2. Поезд «Гранд Экспресс» Москва — Санкт-Петербург и поезда в Крыму

-2

Ещё один частный перевозчик — "Гранд Сервис Экспресс". Он долго работал только на одном маршруте — роскошный поезд-отель "Гранд Экспресс" курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом.

В последние годы та же компания (формально другая, но та же) пустила поезда "Таврия" в Крыму.

Там это было не для того, чтобы создавать конкуренцию ФПК, а просто потому что государственная компания не хочет попадать под международные санкции. А владельцам "Гранд Сервис Экспресса" уже поздно беспокоиться.

3. Поезда в Якутии и на Сахалине — только формально

Увы, хотя формально поезда в Якутии принадлежат АК "Железные дороги Якутии", а на Сахалине — пассажирской компании "Сахалин", на самом деле это те же "дочки" РЖД. Просто по разным сугубо техническим причинам они были выделены в отдельные компании.

-3

Так, например, в Якутии надо было достраивать дорогу Беркакит — Томмот — Якутск, и для привлечения инвестиций надо было распределить акции между РЖД, администрацией региона и частными инвесторами в других пропорциях. Кроме того, климат и другие условия эксплуатации там сильно отличаются от прочей сети российских железных дорог, так что ФАС устанавливает тарифы для ЖДЯ отдельно.

4. Скоростные и ретропоезда — то же РЖД, вид сбоку

-4

Формально другой перевозчик значится и для части скоростных поездов (например, у "Сапсанов" это "ДОСС" — дирекция скоростных сообщений РЖД), и для ретропоездов под паровозом. Но во всех случаях это либо подразделения РЖД, либо их дочерние структуры, либо пригородные пассажирские компании — они, конечно, не РЖД, но и частниками их особо не назовёшь.

5. Частные и заводские узкоколейки

-5

В некоторых — всё более редких — уголках России можно найти ещё функционирующие узкоколейные железные дороги. Но регулярное пассажирское сообщение уцелело мало где. Лучший из известных мне примеров — дорога из Кирово-Чепецка в Каринторф (Кировская область), где каждый день ходит маленький и безумно атмосферный поезд.

Есть ещё несколько узкоколеек, которые сейчас работают как экскурсионные. Некоторые открыты для всех (например, Тёсовская узкоколейка в Новгородской области), другие — для коллективных экскурсий, которые организовывают на платной основе энтузиасты. А так просто прийти и покататься, увы, нельзя.