Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как боролись за скрытность подводных лодок

Как оценивались результаты боевой службы подводных лодок? Основной критерий - удалось ли ей остаться необнаруженной. Ведь уже во время последней мировой войны обнаружение противником означало для неё почти стопроцентную гибель. Поэтому в "автономках" ПЛ ведут себя по всем правилам военного времени, и соблюдение скрытности - одна из основных задач.

Если она была обнаружена кораблём или самолётом, её ставилась неудовлетворительная оценка за весь поход.

Тут такая тонкость - если обнаружит иностранный самолёт или корабль , то узнать об этом может и не придётся. Но если свои, то командование будет извещено однозначно и пендюлей избежать не удастся. А чтобы держать подводников в тонусе, наши противолодочные самолёты охотились за ними не хуже вероятного противника. Причём имея такие козыри, каких у супостатов не было.

Например, зная, когда и примерно где лодка будет производить зарядку аккумуляторных батарей, штаб мог направить самолёт ПЛО осуществить там её поиск. И тут начиналась дуэль, кого взгреют - подводников за то, что были застуканы, или авиаторов за то, что лодку не обнаружили. Что придавало соперничеству дополнительного энтузиазма.

Подводники издали засекали с помощью станций обнаружения радиолокационных сигналов приближение воздушного врага и успевали погрузиться в спасительную глубину. Тогда лётчики стали включать РЛС как можно ближе подлетев к предполагаемому району зарядки.

Но как ночью лётчики поймут, что засекли именно лодку? А вот исчезла отметка на экране радара при подлёте, значит, это лодка и была, по-другому это не объяснить. Записывай координаты. Тогда подводники применяли другие финты - наоборот, не ныряли, а на выдвинутом перископе вывешивали огни рыбацкого судна, в тёмную ночь с высоты непрсто разобраться, кто на самом деле внизу. Теперь лётчики стали облётывать каждую цель, подсвечивая её прожекторами. Так и шла эта игра в кошки-мышки.

Но могли подгадить и свои гражданские товарищи-моряки. В книге о подводниках Черноморского флота описывается такой случай: наша лодка начала бить зарядку, находясь под РДП ещё в светлое время суток, поскольку сильно разрядили батареи, пытаясь в подводном положении, чтобы не обнаружить себя, следить за иностранной лодкой, шедшей в положении надводном.

Выдвинули шахту забора воздуха и перископ, в который должен был вести наблюдение за горизонтом вахтенный офицер. И непонятно уж как, но только прошляпил он приближение с кормовых углов здоровенного сухогруза. Нырнули конечно, но командира терзал вопрос - чей же это был сухогруз? Если чужой, то прокол останется сокрыт мраком, а если наш, да ещё с него заметили выдвижные устройства лодки, то капитан обязан доложить куда следует об обнаружении субмарины, неважно чьей, да и не его дело разбираться её принадлежности.

В понятном настроении командир ждал утреннего сеанса связи и предчувствие его не обмануло. Была получена радиограмма, в которой сообщалось, что вчера в такое-то время и в таких-то координатах были обнаружены выдвижные устройства подводной лодки. И доложите-ка, где вы были в это время и чем занимались?

Приведённые координаты на 12 миль отличались от фактических, на что предлагали офицеры лодки сослаться командиру, но на то он и командир, чтобы видеть дальше подчинённых. "Если это были не мы, а других советских лодок тут и в помине нет, значит, это была иностранная? Как думаете, похвалят ли нас за то, что мы её прошляпили?"

Короче, доложил об уклонении от надводного судна в то время и в таком-то месте. Настроение было паршивое у всех, в результате соркапятисуточной боевой службы команду ждал не жареный поросёнок на причале, а "двойка" по итогам похода, усиленные проверки и прочие неприятности. Однако на докладе командующему флотом об итогах похода командир лодки Юрий Михайлович Ничик, выслушав всё, что полагалось в момент выставления экипажу "неудовлетворительно" за поход, ещё раз показал, что командир - он и есть командир.

Он попросил разрешения у командующего высказать своё мнение, хотя какое там может быть мнение о решении самого комфлота у провинившегося офицера? Тем не менее, разрешение он получил и заявил, что команда не виновата в том, что лично он, командир, не смог организовать наблюдение. За что же наказывать его подчинённых? Присутствовавшие на совещании поприжали уши, зная крутой нрав командующего, адмирала Ховрина, но грозы не последовало, а просто прозвучало: "Идите!".

Адмиралы тоже когда-то были командирами и способны оценить их поступки по достоинству. Команде была выставлена оценка "хорошо", а командиру, правильно оценившему свою ошибку, рекомендовано сделать соответствующие выоды.
Выводы он сделал и впоследствии сам стал контр-адмиралом.

Статьи в развитие темы:

Как охотились за подводными лодками
Как охотились за подводными лодками. Гидроакустика.
Подводная лодка обнаружена. Как с ней расправиться.

Полное оглавление журнала https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-15-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4