Найти тему
Немного сказки

О том, как пишутся сценарии

Оглавление

В прошлых постах я выкладывал написанный мной сценарий по произведениям в стиле фэнтези. А в этом хочу уделить немного времени тому, как сценарии пишутся.

https://pixabay.com/photos/writing-write-fountain-pen-ink-1209121/
https://pixabay.com/photos/writing-write-fountain-pen-ink-1209121/

Основы

Основные правила:

  • Сценарии пишутся глаголами и картинками.
  • Сценарии пишутся в «длину», т. е. развитие усиливает действие каждой следующей сценой, кадром.
  • Сценарии не пишутся. Они переписываются! Нельзя придумать, можно ощутить. Знать про героя по максимуму – анкета героя.

Этапы работы над сценарием:

  • Заявка, синопсис. Литературный пересказ сценария, где видны герои и действие.
  • Поэпизодный план. 1,5 часа – 20-30 эпизодов. Размер эпизода – 5-7 минут. Если вы можете записать эпизод одним предложением, эпизод есть.
  • Первый вариант сценария.

Сценарии не придумываются, они проживаются.

Упругость текста – каждая следующая фраза усиливает предыдущую.

Сквозной персонаж! Иногда используется для усиления, развлечения.

Категории сценарного мастерства:

  • Жанр – вопрос сценариста. Комедия.
  • Стиль – вопрос режиссера. Лирическая часть.

Линейка жанров:

  • Мюзикл
  • Комедия
  • Трагедия
  • Приключения
  • притча
  • Кинороман
  • Мелодрама
  • Киноповесть – атмосферная история, эмоциональная, де важно настроение. История нескольких жизней в одной истории.

Герой и система образов

Должны быть:

- Рассказчик.

- Герой (протогонист) тот, кто действует.

- Второй герой, ради кого действуют.

- Друг.

- Альтернатива, выбор для второго героя.

- Антагонист, тот кто противодействует.

- Шут.

- Гек-пара.

- А также сквозные персонажи (например, заблудившийся гость в "Чародеях").

Эпизодические персонажи имеют свойство находиться рядом с героями.

Рассказчик может быть главным героем (тем, глазами кого мы «видим» историю).

Друг – тот, кто помогает главному герою.

Фабула – событийный ряд

Сюжет – главный герой важнее фабулы. Важен характер - под него придумывается фабула.

В сценарном мастерстве:

Сюжет – такое развитие отношений между героями, которое вызывает последовательность возрастающих по драматизму ситуаций.

Фабула – такая последовательность драматических ситуаций, которые вызывают развитие отношений и даже характера героя (особенно в кинороманах).

Драматическая ситуация – обстоятельства, которые порождает герой силой своего характера.

Драматическое событие – это обстоятельства, которые происходят не по воле героя, но независимо от него, вызывая при этом изменение его состояния, жизни и характера.

Материал для сценария ВСЕГДА ДЕЛИТСЯ НА СЮЖЕТ И ФАБУЛУ.

Событийный ряд и история развития характера.

Разберем, для примера, какой-нибудь всем известный фильм (слева сюжет, справа - фабула).

"Белое солнце пустыни"

1. Опытный человек с чувством юмора - Сухов находит Саида и дает ему воды из чайника

2. Сухов не берет на себя ответственность за гарем - Сухов встречает гарем.

3. Сухов психует, нервничает, показывает свой характер - Рахимов бросает женщин на Сухова

4. Сухов смиряется с судьбой - Женщина и Петруха остаются с Суховым

Сюжет важнее в: мелодрама, трагедия, притча.

Фабула важнее в: приключения, комедия.

Действие в кино равняется сюжет +фабула.

Для полного метра – минимум 10 изменений отношений.

Закон кинематографа – героя порождают те обстоятельства, которые сильнее его.

Форматы записи сценариев.

Русский формат.

Между репликами – действие.

Одно предложение – один кадр. Лучше подходит для киноповести, аналитической программы.

Хр. 1 стр – 1-1,5 минуты.

Образец. СЦЕНА У ФОНТАНА:

Миша увидел Машу. Подошел и, нежно глядя в глаза, сказал:

- Девушка, сколько сейчас времени?

По серьезному лицу Маши пробежала улыбка «счастливые часов не наблюдают»:

- Понятия не имею! – сказала Маша.

И помахала рукой бегущему сквозь толпу с букетом наперерез Паше.

- Я даже знаю, почему, – сказал Миша, глядя ей вслед.

Ему сделалось грустно и легко от того, что однажды, может быть, и его кто-то будет так ждать…

Он даже зажмурился, представив себя на месте Паши.

Когда он открыл глаза, у фонтана уже никого не было.

Европейский формат (кинопьеса).

Смысловая диалоговая история. Удобен для записей скетчей, ток-шоу, интервью, большинства ТВ-продуктов. В основе – диалог. Много режиссерского "воздуха".

Хр. 1 стр – 2 – 3 минуты.

Ремарки по центру действия.

Виктор: Где мой лимон?

Мария: Иди ты сам за лимоном.

Он встает и идет одеваться.

Образец. Сцена у фонтана:

Миша подходит к Маше.

МИША: Девушка, который сейчас час?

МАША (улыбаясь): Понятия не имею!

Маша машет рукой Паше.

МИША: Я даже знаю, почему.

МАША: Почему?

МИША: Счастливые часов не наблюдают.

Американский формат (профессиональный или голливудский).

Каждый эпизод озаглавливается. Либо "ИНТ". Либо "ЭКСТ" (интерьер – искусственное освещение, экстерьер – натуральный свет).

Хр. 1 стр. – 1 мин. Строго!

ЭКСТ. Парк горького. – У фонтана. День.

Капля фонтанных брызг капает на ладонь карапуза, который тянется из маминых рук к струям. Мама занята разговором по телефону.

Брызги фонтана отскакивают прямо в лицо Маше. Она смахивает влагу с лица, как слезу.

Потом неспешно достает зеркальце, внимательно рассматривает веко, нет ли туши. Убедившись, что нет, оглядывается по сторонам. Видит взгляд Миши. Миша подходит ближе. Маша выжидающе смотрит.

МИША (решившись):

- Девушка, который час?

МАША (пытается сделать лицо серьезным и вдруг улыбается):

- Понятия не имею!

Эпизод длится 3-7 минут. Эпизод делится на сцены.

Сцена – 1-2 минуты. Длина кадра – не менее 8 секунд. Кадр – перестановка камеры.