В прошлых постах я выкладывал написанный мной сценарий по произведениям в стиле фэнтези. А в этом хочу уделить немного времени тому, как сценарии пишутся.
Основы
Основные правила:
- Сценарии пишутся глаголами и картинками.
- Сценарии пишутся в «длину», т. е. развитие усиливает действие каждой следующей сценой, кадром.
- Сценарии не пишутся. Они переписываются! Нельзя придумать, можно ощутить. Знать про героя по максимуму – анкета героя.
Этапы работы над сценарием:
- Заявка, синопсис. Литературный пересказ сценария, где видны герои и действие.
- Поэпизодный план. 1,5 часа – 20-30 эпизодов. Размер эпизода – 5-7 минут. Если вы можете записать эпизод одним предложением, эпизод есть.
- Первый вариант сценария.
Сценарии не придумываются, они проживаются.
Упругость текста – каждая следующая фраза усиливает предыдущую.
Сквозной персонаж! Иногда используется для усиления, развлечения.
Категории сценарного мастерства:
- Жанр – вопрос сценариста. Комедия.
- Стиль – вопрос режиссера. Лирическая часть.
Линейка жанров:
- Мюзикл
- Комедия
- Трагедия
- Приключения
- притча
- Кинороман
- Мелодрама
- Киноповесть – атмосферная история, эмоциональная, де важно настроение. История нескольких жизней в одной истории.
Герой и система образов
Должны быть:
- Рассказчик.
- Герой (протогонист) тот, кто действует.
- Второй герой, ради кого действуют.
- Друг.
- Альтернатива, выбор для второго героя.
- Антагонист, тот кто противодействует.
- Шут.
- Гек-пара.
- А также сквозные персонажи (например, заблудившийся гость в "Чародеях").
Эпизодические персонажи имеют свойство находиться рядом с героями.
Рассказчик может быть главным героем (тем, глазами кого мы «видим» историю).
Друг – тот, кто помогает главному герою.
Фабула – событийный ряд
Сюжет – главный герой важнее фабулы. Важен характер - под него придумывается фабула.
В сценарном мастерстве:
Сюжет – такое развитие отношений между героями, которое вызывает последовательность возрастающих по драматизму ситуаций.
Фабула – такая последовательность драматических ситуаций, которые вызывают развитие отношений и даже характера героя (особенно в кинороманах).
Драматическая ситуация – обстоятельства, которые порождает герой силой своего характера.
Драматическое событие – это обстоятельства, которые происходят не по воле героя, но независимо от него, вызывая при этом изменение его состояния, жизни и характера.
Материал для сценария ВСЕГДА ДЕЛИТСЯ НА СЮЖЕТ И ФАБУЛУ.
Событийный ряд и история развития характера.
Разберем, для примера, какой-нибудь всем известный фильм (слева сюжет, справа - фабула).
"Белое солнце пустыни"
1. Опытный человек с чувством юмора - Сухов находит Саида и дает ему воды из чайника
2. Сухов не берет на себя ответственность за гарем - Сухов встречает гарем.
3. Сухов психует, нервничает, показывает свой характер - Рахимов бросает женщин на Сухова
4. Сухов смиряется с судьбой - Женщина и Петруха остаются с Суховым
Сюжет важнее в: мелодрама, трагедия, притча.
Фабула важнее в: приключения, комедия.
Действие в кино равняется сюжет +фабула.
Для полного метра – минимум 10 изменений отношений.
Закон кинематографа – героя порождают те обстоятельства, которые сильнее его.
Форматы записи сценариев.
Русский формат.
Между репликами – действие.
Одно предложение – один кадр. Лучше подходит для киноповести, аналитической программы.
Хр. 1 стр – 1-1,5 минуты.
Образец. СЦЕНА У ФОНТАНА:
Миша увидел Машу. Подошел и, нежно глядя в глаза, сказал:
- Девушка, сколько сейчас времени?
По серьезному лицу Маши пробежала улыбка «счастливые часов не наблюдают»:
- Понятия не имею! – сказала Маша.
И помахала рукой бегущему сквозь толпу с букетом наперерез Паше.
- Я даже знаю, почему, – сказал Миша, глядя ей вслед.
Ему сделалось грустно и легко от того, что однажды, может быть, и его кто-то будет так ждать…
Он даже зажмурился, представив себя на месте Паши.
Когда он открыл глаза, у фонтана уже никого не было.
Европейский формат (кинопьеса).
Смысловая диалоговая история. Удобен для записей скетчей, ток-шоу, интервью, большинства ТВ-продуктов. В основе – диалог. Много режиссерского "воздуха".
Хр. 1 стр – 2 – 3 минуты.
Ремарки по центру действия.
Виктор: Где мой лимон?
Мария: Иди ты сам за лимоном.
Он встает и идет одеваться.
Образец. Сцена у фонтана:
Миша подходит к Маше.
МИША: Девушка, который сейчас час?
МАША (улыбаясь): Понятия не имею!
Маша машет рукой Паше.
МИША: Я даже знаю, почему.
МАША: Почему?
МИША: Счастливые часов не наблюдают.
Американский формат (профессиональный или голливудский).
Каждый эпизод озаглавливается. Либо "ИНТ". Либо "ЭКСТ" (интерьер – искусственное освещение, экстерьер – натуральный свет).
Хр. 1 стр. – 1 мин. Строго!
ЭКСТ. Парк горького. – У фонтана. День.
Капля фонтанных брызг капает на ладонь карапуза, который тянется из маминых рук к струям. Мама занята разговором по телефону.
Брызги фонтана отскакивают прямо в лицо Маше. Она смахивает влагу с лица, как слезу.
Потом неспешно достает зеркальце, внимательно рассматривает веко, нет ли туши. Убедившись, что нет, оглядывается по сторонам. Видит взгляд Миши. Миша подходит ближе. Маша выжидающе смотрит.
МИША (решившись):
- Девушка, который час?
МАША (пытается сделать лицо серьезным и вдруг улыбается):
- Понятия не имею!
Эпизод длится 3-7 минут. Эпизод делится на сцены.
Сцена – 1-2 минуты. Длина кадра – не менее 8 секунд. Кадр – перестановка камеры.