Конечно, законы, появившиеся в Древнем Риме и сама правовая система – разделение обвинения, право на защиту, презумпции невиновности и другие базовые принципы – стали основой современной юриспруденции. Однако, не все наследие предков годится нам для использования в области практического законотворчества. И у гордых римлян были законы, кажущиеся нам странными и даже варварскими.
Право на законное убийство близких.
Старший в династии, считавшийся «отцом семейства» имел законное право на убийство любого из своей семьи. И его право внутри своего рода рассматривалось выше всего. Для своего рода он был и судьей, и палачом, и обвинителем, и адвокатом. Он был самодержцем и распорядителем судеб своих близких. Жену и дочь он мог убить за прелюбодейство, сыновей за трусость и предательство, любого – за любого нарушение закона.
Видно издалека и сразу
Самоотверженные работницы лупанариев – представительницы первой древнейшей обязаны были иметь светлый цвет волос. В крайнем случае – рыжий. Связано это с тем, что в публичные дома попадали чаще других уроженки севера – славяне, германцы, - имевшие светлые волосы. Под этот «стандарт» было решено привести всех проституток, чтобы они сразу отличались от порядочных женщин, Которые чаще всего имели темные волосы.
Добровольная смерть только с разрешения сената.
Гражданам Рима, решившим покончить счеты с жизнью и уйти в загробный мир, требовалось на это разрешение высшего законодательного органа республики – сената. Причем, проситель должен был обратиться с ходатайством заранее, подробно раскрыв причины своего планируемого самоубийства. Сенаторы, вынося вердикт по данному заявлению, в случае его удовлетворения предоставляли яд, для просителя.
Борьба с роскошью и излишествами
Республиканский Рим старался видеть своих граждан равными как перед законом, так и перед друг другом. Для этого принимались законы так называемые «сумптуарные» законы – законы против чрезмерной роскоши и богатства. Один из таких законов, принятый по инициативе Гая Орхидия в 181 до новой эры регламентировал затраты, допустимые устроителям пиров. Позднее был принят еще более строгий вариант нормирования данных затрат, допустимых гражданами Рима, регламентирующий и количество гостей на таких застольях – не более трех в обычные дни, в базарные дни – не более пяти.
Если вам понравилась данная статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал!!!
Также рекомендуем прочитать: