В 21 веке жанровые различия в музыке становятся все менее очевидны.
Говорить о музыкальных предпочтениях становится все сложнее. Слушать Led Zeppelin, Deep Puple, Pink Floyd и отрицать все, что выходит за рамки - еще лет двадцать назад могло вызывать уважение, сегодня можно показаться, как минимум, невежей.
Музыканты давно перешли все границы и там происходит все самое интересное. Здесь мы сделаем остановку и обратимся к первопроходцам жанра, кроссовер.
КОРРЕКТИРОВКА
В данном материале под жанром кроссовер мы подразумеваем, не американский вариант этого направления, когда исполнитель, или группа попадает в топы в двух, или более категориях. Мы рассматриваем произведения, которые затрагивают несколько музыкальных направлений.
Одни из первых произведений, которые можно отнести к жанру кроссовер, без сомнения вышли из безумия Фрэнка Заппы, экспериментов Mahavishnu Orchestra и отчасти из психоделического периода The Beatles и Rolling Stones. Творчество же Карлхайнца Штокхаузена (Karlheinz Stockhausen) и его прямых последователей Can, а так же их многочисленные сайд-проекты, мы вынесем за рамки, и остановимся на произведениях доступных для массового слушателя.
Окончательную ясность явлению crossover, на наш взгляд придал, доктор околомузыкальных наук Брайан Ино (Brian Eno). Его звуковые эксперименты впервые прозвучали на дебютном одноименном альбоме Roxy Music, который и положила начало новой музыкальной эре - эре кроссовера.
Альбом звучал новаторски, в нем музыканты соединили психоделический рок, глэм и прог-рок, джаз и фолк. Брайан Ферри, бессменный лидер-коллектива, отмечал, что Roxy Music изначально не хотели быть ни на кого похожими. Поэтому даже их наряды перешли все немыслимые границы глэма. Их сразу заметили и в начале карьеры команда Фэрри уже разогревала концерты Элиса Купера и Дэвида Боуи, также известных любителей заплывать за буйки.
Брайан Ино покинул группу за безразличие Ферри к его идеям. После ухода из Roxy Music Брайан оставил себе чистое творчество ради музыки, а свой коммерческий дар он перенес в продюсирование.
С тех пор, каждое десятилетие, отмечено одним или несколькими громкими проектами, которые имеют неоценимое значение для инди и поп-музыки. За чтобы не брался Ино, после его колдовства любой стиль будь то punk, new wave, btit-pop, trip-hop, kraut-rock или electroclash - получали каноническое звучание. Достаточно сказать, что такие имена как U2, Coldplay, Натали Имбрулья без Ино вряд ли смогли бы закрепиться на лидирующих позициях мировой музыки.
В точки зрения массовой культуры наиболее интересен период сотрудничества Брайана Ино с Дэвидом Боуи. Три альбома Боуи "Low" (1977), «Heroes» (1977) и "Lodger" (1979) называют Берлинской трилогией и самым интересным периодом в творчестве мегазвезды.
Сольным творчеством Брайан Ино внес огромный вклад в развитие электронной музыки. Его синтезатор, а позднее ноутбук, произвели революцию и появлению направления ambient.
На данном видео Ино колдует на прибором напоминающим терменвокс. Изучению звукового прибора Льва Термена он потратил не мало времени. В 1989 году он даже встретился с изобретателем в Москве. Результатом стала композиция "For Ner Atoms", исполненная Михаилом Малиным и Лидией Термен.
В 1997 году гений кроссовера жил в Санкт-Петербурге вместе с семьей и здесь он не мог не поучаствовать в музыкальной жизни. Он и его Macintosh сотворили чудо. С такой чудесной технической поддержкой свет увидел альбом «Алло, Супермен!» проекта «Нож для фрау Мюллер».
Так же Брайан оставил свой след в музыкальной карьере отечественных групп Звуки Му, Ятха (Yat-Kha) и БГ.
Наш рассказ затронул лишь небольшую, но значительную главу в жанре кроссовер. Также мы предлагаем вашему вниманию плей-лист составленный по мотивам данного текста.