Не так давно я познакомилась с серией «Временщик» Дмитрия Билика. Произведение в жанре ЛитРГП на пять объёмных томов. И всё бы ничего, но дались мне последние 3 книги крайне тяжело.
Вот мои несколько причин «Почему?»:
Сюжет: главный герой Сергей живёт обычной жизнью. Но однажды, возвращаясь из магазина, он получает дар и становится Ищущим с направлением Временщик. Вокруг парня начинается цирк с конями, а каждый встречный со временем захочет его убить…
ОшЫбки
Особенно это заметно в первых трёх книгах, хотя и 4-5 части грешат. Когда я начала читать первый том – глаза посыпались. Сложилось впечатление, что книгу не то что редактор, но и сам автор не перечитывал… больно прям.
Очевидные неочевидности
Это вот такая коварная штука, когда автор создаёт свой мир (особенно совсем новый), он нередко забывает, что картинки есть в его голове, а нам, читателям, надо всё разжевать и уложить по полочкам (маркетологам на заметку, кстати). Иначе мы ничего не поймём.
Вот и у Билика на протяжении всех 5 книг встречается «это потому что он корл», «это потому что он ещё там кто-то»… Да вот нифига! Я первый раз слышу про этих корлов! И если у каждого жителя 21 века есть уже сложившиеся стереотипы о гномах, эльфах и прочих ребятах мира Толкиена. То про корлов мы знаем ровно то, что сказали в книге. И то забудется через пару страниц, потому что это НЕ очевидно!
Неоправданные зубодробительные названия
Бывает такое, как накатит грусть-тоска, откроешь книжечку скандинавских мифов и пошёл мозг ломать, язык выворачивать… лепота! Но, если в такой литературе сложно произносимые названия, имена из 12 букв с 1 гласной и упражнения от логопедов уместны, то во «Временщике» они иногда ломают всю картину.
Когда речь идёт о других мирах это ещё ничего, но в рамках нашей родной планеты они смотрятся как жабо на жирафе.И ладно бы странные слова зависели от географического места нахождения тех же монстров, но нет… их названия ничем не обусловлены кроме фантазии автора.
Ну, ок, спишем это на вкусовщину.
Отсутствие атмосферы: слух, осязание, обоняние, зрение
В книге Билика 99% повествования визуал. Кому как, а мне для максимального погружения требуется больше, чем простое описание происходящего. После «Временщика» моя душа просто оторвалась на серии Корнева «Дорога мертвеца» (я рассказывала ранее) – там тебе и трупный запах, и лязг мечей, и шершавые доспехи в липкой кровушке – все 33 удовольствия!
У Билика такого нет. Но, спишем это на нехватку опыта… или вкусовщину.
Имена
Это отдельная боль души моей. Я всё понимаю: по задумке каждый Ищущий обретает силы неожиданно и времени на придумывание крутого псевдонима у него нет, но… твою ж дивизию! Во «Временщике» с именами настолько провал, что это расшатывает и без того хрупкую атмосферу происходящего. Если Сергей, то Серг. Если рисовальщица, то Рис…
Это вам не Корнев с его Джоном Доу…
Слабое раскрытие персонажей, непонятная мотивация
Ну серьёзно! Особенно любовная линия совершенно идиотская – выкинь её и ничего не поменяется. Она никак не влияет на сюжет. По сути её можно описать так:
пару раз переспали — случайно познакомились с родителями девушки — целенаправленно познакомились с родителями Серга — расстались
Лично у меня не было никакого сопереживания их отношениям. Автор, конечно, несколько раз писал, что «вот может женюсь», но с хрена ли? Они тупо спали вместе и один раз сходили на свидание! Он не знает как она в быту, её хобби, вкусы, да характер тот же. Ничего этого в книге нет. Так почему я должна сопереживать их разрыву? Вот именно — не должна. Как и расставанию с родителями, к которым главный герой не особо был привязан.
Про то, что у Троуга в 4 книге меняется на 180 градусов мозг я вообще молчу. Если сначала он был просто грубоватый весёлый громила, любящий выпить и подраться, то перед смертью его делают имбицилом, забывающим слова. Лиций же становится расчётливой скотиной. И, хоть его мотивацию потом поясняют, резкие перемены просто режут глаза.
Ломает четвёртую стену
Назовём это так. В начале каждой главы Билик (ну или Серг) расплываются в некой морали. Её суть подвести нас к событиям главы, ну и козырнуть мудростью, чтобы было что на цитаты растаскивать. И вот в чём интересность, если у Лукьяненко в «Черновике» такое повествование было более чем оправдано и уместно, то у Билика оно утяжеляет «конструкцию». Его книги напичканы событиями и динамикой. Книги могли бы стать не плохим аттракционом, если бы не философия. Неуместная, местами грубая и пафосная философия.
Иногда бывает, что и главный герой обращается к читателям, пытается шутить шутейки, выдаёт топорные перлы… В общем, мне это помешало. Если бы книги были однородными, не пытались учить меня житейским премудростям и открыто навязывать мнение – вышло бы не плохо.
Ложка мёда:
Всегда же есть и приятные моменты :)
Сюжет книги достаточно интересный, а идея более чем увлекательная. Отдельного внимания заслуживает концовка произведения. Наверное, именно из-за неё я не пожалела, что познакомилась с этой серией и мирами Билика.
В остальном же книги перемогучены, автор слишком много попытался уместить и забыл о том, что лучше донести свою мораль через раскрытие персонажей и события, чем идти напрямую, как бульдозер. Поэтому и вышло, что впечатления скомканные и серия не больше, чем на любителя. Как ту же ИЧЖ Руса я её не буду рекомендовать всем.
Неискушенным читателям серия может понравиться. Более опытным посоветую брать её на свой страх и риск. Но, если уж взяли – дочитывать до конца. Поверьте, финал того стоит!
Поддержи меня лайком и подпишись на канал.
Готово? Читай, смотри, вдохновляйся!