Найти тему

Многослойность смыслов в средневековом искусстве

Широко распространено мнение, что средневековые сюжетные картинки религиозного содержания служили "Библией для неграмотных". Что, дескать, неграмотный службу не понимает, читать не умеет, на картинки глянул, что-то немного понял и произведение искусства выполнило свою задачу. Обычно утверждающие это часто отбрасывают остальные пласты, более глубокое и многообразное содержание, которое вкладывалось творившими в Средние Века. А также и то, что и грамотные и образованные могли что-то увидеть в изображении, не ограничиваясь только сюжетным повторением истории. И распространяется такое явление на понимание как миниатюр, так и барельефов, фресок, мозаик и икон. На наш взгляд, такая позиция в корне ошибочна. Что мы и попробуем показать на примере бронзовых дверей собора Хильдесхайма, изготовленных в 1015 году по заказу епископа, Бернварда Хильдесхаймского, почившего к моменту их установки.

Двери собора Вознесения Святой Марии (Хильдесхаймского собора). Бронза, литьё. 1015 год. Германия.
Двери собора Вознесения Святой Марии (Хильдесхаймского собора). Бронза, литьё. 1015 год. Германия.

Епископ был большой умница и одна из самых светлых голов саксов тех времён. Бывал он в Ватикане и слыл знатоком искусств и наук. По его заказу и под его руководством создавались бронзовые двери для собора, каждая из которых — цельнолитая и весит немного меньше двух тонн. Отмечу, что львы под ручки вылиты вместе со створками, а не припаяны позднее.

Каждое изображение на дверях соответствует стихам Ветхого (для левой створки) и Нового (для правой створке) завета.

Буквальное прочтение.

В первом прочтении, каждая картинка самодостаточна. Её можно рассматривать отдельно: какая-то библейская история. И изображения при этом понятные и малому, и старому.

Ряд 8. Левая створка. Убийство Авеля
Ряд 8. Левая створка. Убийство Авеля

К примеру, рассмотрим нижнее изображение на левой створке. Здесь мы видим убийство Авеля Каином. А затем — тут же слева уже Каина, опустившего дубину, и десницу Господа (сверху), вопрошающего:

И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
Библия, Бытие, глава 4, стихи 9-12 (Синодальный перевод)

Каин в сцене показан дважды: и убийство, и смятение Каина перед Господом показаны как бы вместе. Это характерно для книжных миниатюр того времени, художник создаёт движение, ощущение множественности и динамику истории, при этом экономя весьма ограниченные материальные ресурсы. Такой стиль и был выбран для рельефа. Отметим, что декорации и фон сцен минимальны, но подчёркивают характеристику происходящего: например, деревья — то приподнятые, а то — поникшие. Фигуры также максимально просты, но выразительны - мимика у каждого героя индивидуальна и понятна. Пустое же пространство способствует ещё большему эмоциональному эффекту.

Хронологическое прочтение. Падение и восхождение Человека.

На левой створке изображена история грехопадения человека. А правой — евангельская история Иисуса Христа: от Благовещения до Вознесения. И это не просто два рассказа из Библии. Ветхозаветная история изображена сверху вниз - этим подчёркивается нисхождение и повреждение человечества, грехопадение. А Евангельская история - снизу-вверх, что дополнительно утверждает Воскресение и возможность исправления человеческой природы, спасения через Иисуса Христа. Хронологическое прочтение подкрепляет и усиливает буквальное понимание отдельных изображений.

Теологическая типология.

Между левыми и правыми изображениями на каждом уровне имеется корреляция — типологические соответствия, основанные на трудах отцов церкви, святых, богословов. Остановимся подробнее.

Ряд 1 (верхний). Бог создаёт Адама, тот пробуждается к жизни и предвещает Воскресшего Христа.
Ряд 1 (верхний). Бог создаёт Адама, тот пробуждается к жизни и предвещает Воскресшего Христа.

В верхнем ряду слева Бог создаёт Адама, тот пробуждается к жизни и предвещает Воскресшего Христа, которого мы видим на изображении справа.

Ряд 2. Соединение Адама и Евы (слева). Жёны-мироносицы у гроба Господня(справа)
Ряд 2. Соединение Адама и Евы (слева). Жёны-мироносицы у гроба Господня(справа)

Ряд 2: Адам и Ева ставятся в соответствие Христу и женщинам у гроба Господня, которые интерпретируются как "невесты Христовы".

Ряд 3. Соблазненные плодами древа (слева). Распятие Иисуса Христа (справа)
Ряд 3. Соблазненные плодами древа (слева). Распятие Иисуса Христа (справа)

Ряд 3: Нарушение запрета есть плод с древа и повреждение человеческой природы(грехопадение) искупляются жертвенной смертью Спасителя на Кресте. От древа погублен человек и смертью на древе спасён (Животворящее Древо).

Ряд 4. Суд над Адамом, Евой и змеем(слева). Суд Ирода и Пилата (справа)
Ряд 4. Суд над Адамом, Евой и змеем(слева). Суд Ирода и Пилата (справа)

Ряд 4: Божий справедливый суд над Адамом и Евой, отрицающих свою вину и перекладывающих её на кого-то, сопоставляется неправедному суду Ирода Антипы и Пилата, где Христос берёт на себя чужую вину.

Ряд 5. Изгнание из Рая (слева). Иисус в храме (справа)
Ряд 5. Изгнание из Рая (слева). Иисус в храме (справа)

Ряд 5: Адам и Ева изгнаны из рая, а Иисус открывает возможность возвращения в рай через служение в храме божьем.

Ряд 6. Адам и Ева в трудах (слева). Поклонение волхвов (справа)
Ряд 6. Адам и Ева в трудах (слева). Поклонение волхвов (справа)

Ряд 6: "Скорбь в беременности" Евы с влечением к мужу сопоставляется с девственностью и непорочностью Девы Марии. Непослушание Евы перевешивается послушанием "новой Евы" - Девы Марии.

Ряд 7. Жертвоприношения Каина и Авеля (слева). Рождество (справа)
Ряд 7. Жертвоприношения Каина и Авеля (слева). Рождество (справа)

Ряд 7: Агнец, принесённый Авелем в жертву, угодную Богу, ставится в соответствие с Христом и его божественной природой.

Ряд 8. Убийство Авеля (слева). Благовещение (справа)
Ряд 8. Убийство Авеля (слева). Благовещение (справа)

Ряд 8: Убитый Авель указывает на Христа через свою кровь, предвещая пролитие крови Иисуса. Например, святой Ириней Лионский пишет:

Поелику же Апостол говорил не против самого существа плоти и крови, что она не наследует царства Божия, то тот же Апостол везде употреблял слово «плоть и кровь» в отношении к Господу Иисусу Христу,—то, чтобы показать Его человечество, ибо Он Сам Себя, называл Сыном Человеческим, то чтобы подтвердить спасение нашей плоти. Ибо, если бы плоть не имела спастись, то и Слово Божие не стало бы плотию. И если бы кровь праведных не имела быть взысканной, то и Господь не имел бы крови. Но поелику кровь от начала (мира) взывала; то Бог сказал Каину по убиении своего брата: «голос крови брата твоего вопиет ко Мне» 72). И поелику кровь праведных имела быть взысканною, то Бог сказал к бывшим с Ноем: «ибо вашу кровь душ ваших взыщу от руки всех зверей»; и еще: «кто прольет кровь человека, тот за кровь его прольется» 73). Подобным образом и Господь говорил к тем, которые имели пролить Его кровь: «взыщется всякая кровь праведная, проливаемая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником; да, Я говорю вам: все это придет на род сей» 74),—показывая, что восстановление пролитой от начала крови всех праведных и пророков будет в Нем Самом и взыскание крови их последует чрез Него. Ио она не была бы взыскиваема, если бы не имела спастись; и Господь не восстановил бы ее в Себе Самом, если бы и Сам не сделался плотию и кровью сообразно с первоначальным созданием, спасая в Себе Самом в конце то, что вначале погибло в Адаме.
71) 1 Кор. XV, 32; 13-21. 72) Быт. IV, 10.
Ириней Лионский, свт. Обличения и опровержения лжеименного знания [Против ересей]. Книга V, Гл. XIV.—Если бы плоть не участвовала в спасении, то Слово не приняло бы плоти одинаковой сущности с нашею. Параграф 1.

Мы привели одну цитату из объёмного произведения лишь одного святого, но заказчик дверей безусловно был очень хорошо знаком с трудами предшествующих ему богословов. И поэтому я убеждён, что в сцены рельефа и их взаимное расположение смысла закладывалось "по максимуму". Например, в сцене распятия отсутствуют женщины - хотя обычно их изображают (Богородицу, Марию Магдалину и Марию Клеопову). И это сделано умышлено.

Также имелось и литургическое значение. В Пепельную среду в Средние века кающихся епископ изгонял из собора Хильдесхайма - параллель с изгнанием из рая. Находясь снаружи кающиеся могли подкреплять свой дух изображением на воротах и, будучи наказанными в этой жизни, надеяться избежать наказания после смерти.

Скорее всего присутствует и некоторая игра слов, недоступная нам, но также подтверждающая и расширяющая основные смыслы.

В изображениях дверей могли найти что-то для себя и маленький ребёнок, и человек, уже знающий основы веры, и даже читавший с утра отцов церкви — большее познание приводило к более глубокому и широкому прочтению, подтверждающему и более простые.

Созданные в Средние Века произведения искусства зачастую можно (и нужно) рассматривать, расширяя и углубляя понимание и сути, и посыла: от простого — до по-настоящему труднодостижимых вершин человеческого интеллекта и духа. Не противоречащих прочтений, а подтверждающих и укрепляющих друг друга.

Многое о бронзовых дверях собора Хильдесхайма пришлось оставить за кадром. Кое-что увиденное мной мне ещё не понятно — учиться и учиться ещё понимать! Самым терпеливым небольшой "бонус": на фрагменты объёмных фигур "как бы сбоку" вы можете посмотреть в интерактивном приложении музея (пройдите по ссылке и наведите там мышку на ворота и переведя её на "плюсики" - получите увеличенные изображения). Буду рад вашим комментариям, лайкам и подпискам.

Автор статьи - Лямшин Илья Николаевич

Изображения, если не указано иное, взяты из wikipedia