Широко распространено мнение, что средневековые сюжетные картинки религиозного содержания служили "Библией для неграмотных". Что, дескать, неграмотный службу не понимает, читать не умеет, на картинки глянул, что-то немного понял и произведение искусства выполнило свою задачу. Обычно утверждающие это часто отбрасывают остальные пласты, более глубокое и многообразное содержание, которое вкладывалось творившими в Средние Века. А также и то, что и грамотные и образованные могли что-то увидеть в изображении, не ограничиваясь только сюжетным повторением истории. И распространяется такое явление на понимание как миниатюр, так и барельефов, фресок, мозаик и икон. На наш взгляд, такая позиция в корне ошибочна. Что мы и попробуем показать на примере бронзовых дверей собора Хильдесхайма, изготовленных в 1015 году по заказу епископа, Бернварда Хильдесхаймского, почившего к моменту их установки.
Епископ был большой умница и одна из самых светлых голов саксов тех времён. Бывал он в Ватикане и слыл знатоком искусств и наук. По его заказу и под его руководством создавались бронзовые двери для собора, каждая из которых — цельнолитая и весит немного меньше двух тонн. Отмечу, что львы под ручки вылиты вместе со створками, а не припаяны позднее.
Каждое изображение на дверях соответствует стихам Ветхого (для левой створки) и Нового (для правой створке) завета.
Буквальное прочтение.
В первом прочтении, каждая картинка самодостаточна. Её можно рассматривать отдельно: какая-то библейская история. И изображения при этом понятные и малому, и старому.
К примеру, рассмотрим нижнее изображение на левой створке. Здесь мы видим убийство Авеля Каином. А затем — тут же слева уже Каина, опустившего дубину, и десницу Господа (сверху), вопрошающего:
И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
Библия, Бытие, глава 4, стихи 9-12 (Синодальный перевод)
Каин в сцене показан дважды: и убийство, и смятение Каина перед Господом показаны как бы вместе. Это характерно для книжных миниатюр того времени, художник создаёт движение, ощущение множественности и динамику истории, при этом экономя весьма ограниченные материальные ресурсы. Такой стиль и был выбран для рельефа. Отметим, что декорации и фон сцен минимальны, но подчёркивают характеристику происходящего: например, деревья — то приподнятые, а то — поникшие. Фигуры также максимально просты, но выразительны - мимика у каждого героя индивидуальна и понятна. Пустое же пространство способствует ещё большему эмоциональному эффекту.
Хронологическое прочтение. Падение и восхождение Человека.
На левой створке изображена история грехопадения человека. А правой — евангельская история Иисуса Христа: от Благовещения до Вознесения. И это не просто два рассказа из Библии. Ветхозаветная история изображена сверху вниз - этим подчёркивается нисхождение и повреждение человечества, грехопадение. А Евангельская история - снизу-вверх, что дополнительно утверждает Воскресение и возможность исправления человеческой природы, спасения через Иисуса Христа. Хронологическое прочтение подкрепляет и усиливает буквальное понимание отдельных изображений.
Теологическая типология.
Между левыми и правыми изображениями на каждом уровне имеется корреляция — типологические соответствия, основанные на трудах отцов церкви, святых, богословов. Остановимся подробнее.
В верхнем ряду слева Бог создаёт Адама, тот пробуждается к жизни и предвещает Воскресшего Христа, которого мы видим на изображении справа.
Ряд 2: Адам и Ева ставятся в соответствие Христу и женщинам у гроба Господня, которые интерпретируются как "невесты Христовы".
Ряд 3: Нарушение запрета есть плод с древа и повреждение человеческой природы(грехопадение) искупляются жертвенной смертью Спасителя на Кресте. От древа погублен человек и смертью на древе спасён (Животворящее Древо).
Ряд 4: Божий справедливый суд над Адамом и Евой, отрицающих свою вину и перекладывающих её на кого-то, сопоставляется неправедному суду Ирода Антипы и Пилата, где Христос берёт на себя чужую вину.
Ряд 5: Адам и Ева изгнаны из рая, а Иисус открывает возможность возвращения в рай через служение в храме божьем.
Ряд 6: "Скорбь в беременности" Евы с влечением к мужу сопоставляется с девственностью и непорочностью Девы Марии. Непослушание Евы перевешивается послушанием "новой Евы" - Девы Марии.
Ряд 7: Агнец, принесённый Авелем в жертву, угодную Богу, ставится в соответствие с Христом и его божественной природой.
Ряд 8: Убитый Авель указывает на Христа через свою кровь, предвещая пролитие крови Иисуса. Например, святой Ириней Лионский пишет:
Поелику же Апостол говорил не против самого существа плоти и крови, что она не наследует царства Божия, то тот же Апостол везде употреблял слово «плоть и кровь» в отношении к Господу Иисусу Христу,—то, чтобы показать Его человечество, ибо Он Сам Себя, называл Сыном Человеческим, то чтобы подтвердить спасение нашей плоти. Ибо, если бы плоть не имела спастись, то и Слово Божие не стало бы плотию. И если бы кровь праведных не имела быть взысканной, то и Господь не имел бы крови. Но поелику кровь от начала (мира) взывала; то Бог сказал Каину по убиении своего брата: «голос крови брата твоего вопиет ко Мне» 72). И поелику кровь праведных имела быть взысканною, то Бог сказал к бывшим с Ноем: «ибо вашу кровь душ ваших взыщу от руки всех зверей»; и еще: «кто прольет кровь человека, тот за кровь его прольется» 73). Подобным образом и Господь говорил к тем, которые имели пролить Его кровь: «взыщется всякая кровь праведная, проливаемая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником; да, Я говорю вам: все это придет на род сей» 74),—показывая, что восстановление пролитой от начала крови всех праведных и пророков будет в Нем Самом и взыскание крови их последует чрез Него. Ио она не была бы взыскиваема, если бы не имела спастись; и Господь не восстановил бы ее в Себе Самом, если бы и Сам не сделался плотию и кровью сообразно с первоначальным созданием, спасая в Себе Самом в конце то, что вначале погибло в Адаме.
71) 1 Кор. XV, 32; 13-21. 72) Быт. IV, 10.
Ириней Лионский, свт. Обличения и опровержения лжеименного знания [Против ересей]. Книга V, Гл. XIV.—Если бы плоть не участвовала в спасении, то Слово не приняло бы плоти одинаковой сущности с нашею. Параграф 1.
Мы привели одну цитату из объёмного произведения лишь одного святого, но заказчик дверей безусловно был очень хорошо знаком с трудами предшествующих ему богословов. И поэтому я убеждён, что в сцены рельефа и их взаимное расположение смысла закладывалось "по максимуму". Например, в сцене распятия отсутствуют женщины - хотя обычно их изображают (Богородицу, Марию Магдалину и Марию Клеопову). И это сделано умышлено.
Также имелось и литургическое значение. В Пепельную среду в Средние века кающихся епископ изгонял из собора Хильдесхайма - параллель с изгнанием из рая. Находясь снаружи кающиеся могли подкреплять свой дух изображением на воротах и, будучи наказанными в этой жизни, надеяться избежать наказания после смерти.
Скорее всего присутствует и некоторая игра слов, недоступная нам, но также подтверждающая и расширяющая основные смыслы.
В изображениях дверей могли найти что-то для себя и маленький ребёнок, и человек, уже знающий основы веры, и даже читавший с утра отцов церкви — большее познание приводило к более глубокому и широкому прочтению, подтверждающему и более простые.
Созданные в Средние Века произведения искусства зачастую можно (и нужно) рассматривать, расширяя и углубляя понимание и сути, и посыла: от простого — до по-настоящему труднодостижимых вершин человеческого интеллекта и духа. Не противоречащих прочтений, а подтверждающих и укрепляющих друг друга.
Многое о бронзовых дверях собора Хильдесхайма пришлось оставить за кадром. Кое-что увиденное мной мне ещё не понятно — учиться и учиться ещё понимать! Самым терпеливым небольшой "бонус": на фрагменты объёмных фигур "как бы сбоку" вы можете посмотреть в интерактивном приложении музея (пройдите по ссылке и наведите там мышку на ворота и переведя её на "плюсики" - получите увеличенные изображения). Буду рад вашим комментариям, лайкам и подпискам.
Автор статьи - Лямшин Илья Николаевич
Изображения, если не указано иное, взяты из wikipedia