Найти в Дзене
Анатолий Подшивалов

Выдуманный Зорге едет по Токио в советской летной куртке, но без буденовки .

Первое впечатление от просмотра сериала «Зорге»: как будто попал в 90-е годы, когда на смену коммунистическому пафосу пришла страсть развенчивать все и вся, везде видеть руки «кровавой гэбни», уничтожающей накануне большой войны лучших сынов народа, недалекого тирана Сталина и так далее… Этот русско-украинско-китайский фильм два года не показывали, видимо из-за сомнительных исторических качеств, но ухитрились показать перед праздником Победы. Хотя, чему удивляться, у наших пропагандистов от киноискусства, видимо, давно мозги съехали набекрень, раз новоиспеченный канал «Победа», позиционировавший себя, прежде всего, как документальный, начал свою деятельность с показа «художественной» халтуры под названием «Танки» В целом, сериал «Зорге», конечно, затянут по времени, изобилует историческими ошибками и откровенными нелепостями в деталях, но все же он напомнил о великом разведчике, в истории жизни которого еще далеко не все ясно. Конечно, нельзя подходить к художественному кино с мерками кинодокументалистики, и режиссер и сценарист имеют право на авторский вымысел, но всему же есть мера… Что же мы видим в фильме о Рихарде Зорге: Зорге (псевдоним Рамзай) на службе в советской разведке с 1929 г, после удачной деятельности в Китае с 1933 г. под прикрытием журналиста нескольких немецких газет, возглавляет Токийскую резидентуру, практически создав ее заново. Фильм начинается сразу с событий июня 1938 г., в кабинете Сталина, где обсуждают побег к японцам самого высокопоставленного перебежчика из госбезопасности в истории СССР – комиссара НКВД 3 ранга (что соответствовало командиру корпуса позже - генерал-лейтенанту) Генриха Люшкова. Кроме Сталина, Ворошилова, и докладчика – Наркома внутренних дел Ежова, присутствует Лаврентий Берия (по мнению режиссера, в 1938 г. это уже был пятидесятилетний полный человек в пенсне). Реально Берия в 1938 году всего лишь год как был назначен в Москву с поста руководителя компартии Закавказья, был относительно строен и подтянут, играл в футбол, хотя и заметно полысел, но отнюдь не был тем обрюзгшим пожилым человеком в пенсне, которого нам представил режиссер. В фильме Берия в штатском, непринужденно развалясь в кресле (хотя на этот момент он был всего лишь замом Ежова и на 2 ранга ниже его по званию), живо интересуется нюансами работы нелегальной разведки. В серии, посвященной событиям на Халхин-голе 1939 г Берия предстает уже в форме Генерального комиссара госбезопасности (хотя это звание ему было присвоено лишь 30 января 1941 г, да и на большой золотой звезде в петлицах серпа и молота быть не должно. Берия по какому-то злому умыслу (видимо, уверен, что Зорге – предатель, раз отказался приехать в Москву) хочет извести упрямого Зорге и для этого подсылает к нему радиста Клаузена (друга Зорге по работе в Китае) с ядом (!?) чтобы отравить Зорге и подстроить смерть как катастрофу с мотоциклом, а затем посадить на место Зорге управляемого людьми Берия резидента – того же Клаузена. По такому случаю «кровавая гэбня» шантажирует Клаузена, арестовав и отправив в лагерь его жену. На самом деле, семья Клаузенов, хотя и проживала в селе республики немцев Поволжья, но никто над ними в НКВД не издевался и не шантажировал. Они были вызваны телеграммой в Москву, где им предложили вернуться к агентурной работе и отправиться в Токио к их старому знакомому Зорге. А в это самое время Рихард Зорге гоняет на мотоцикле в советской шевретовой летной куртке (хорошо еще, что не в буденовке), посещает кабаки и чудесным образом успевает спасать свою группу от неприятностей.

Домогаров-Зорге в советской шевретовой летной куртке образца 80-х годов
Домогаров-Зорге в советской шевретовой летной куртке образца 80-х годов

То, что Зорге умел входить в доверие и нравиться людям, особенно, женщинам, активно используя это в разведывательной работе – это факт. Но зачем же его представлять пьяницей и бабником? Жену посла Отта он раньше, в Первую мировую, не встречал, и данных о их связи в Токио нет, в кино же у них - роман. Самому генералу Отту Зорге был нужен для дипломатической карьеры, как человек, мастерски писавший за посла аналитические отчеты, да и чисто дружеские , как ветеранов войны, у них были, это тоже - факт. Но Ойген Отт не застрелился, как показано в фильме, узнав, что Зорге – коммунист и советский разведчик, а тихо собрал чемодан, прихватив все финансы, и исчез в необъятном Китае, а потом, после войны, тихо жил в Германии. И образ гестаповца Шлезингера, конкурента генерала Отта в борьбе за посольское кресло, выдуман режиссером Гинзбургом, красующимся в черном мундире от Хуго Босса с золотым нацистским значком. Впрочем, если прототипом Шлезингера был гестаповец Мейзингер, за свои действия в варшавском гетто в 1939-41 г прозванный «Варшавским мясником», то он имел право на такой значок, так как был участником «пивного путча», о чем свидетельствует лента медали «За 9 сентября 1923 г» на правом кармане мундира (она же «Орден крови») – у Шлезингера/Мейзингера на мундире она присутствует. Правда есть нестыковка – в Токио атташе по вопросам полиции и безопасности Мейзингер служил только с апреля 1941 г. и, естественно, не мог претендовать на место посла в 1938 г. А ведь на этом держится одна из сюжетных линий – Шлезингер/Мейзингер, узнав, что Зорге своими статьями способствовал назначению Отта послом и присвоению ему генеральского звания, начинает в отместку «рыть землю» и в конце концов узнает, что Зорге – член компартии Германии с 1919 г и агент Коминтерна с 1924, но японская контрразведка опережает его на секунды и берет Зорге. Но что там «заслуженный нацист» Шлезингер/Мейзингер с золотым значком НСДАП - ведь точно такой же золотой значок НСДАП и у Рихарда Зорге, видимо, костюмеру невдомек, что им награждали ветеранов партии, либо уж за очень выдающиеся заслуги перед НСДАП, а Зорге в 1938 г только 4 года в НСДАП. Это приблизительно так же как, если бы сорокалетний нелегал ЦРУ в СССР появился бы со значком «50 лет в КПСС»: в лучшем случае – психушка.

Домогаров-Зорге с золотым значком НСДАП
Домогаров-Зорге с золотым значком НСДАП

Ну и что касается КПСС: в фильме Зорге , стоя на эшафоте во внутреннем дворе тюрьмы Сугамо, тихо, как бы конфиденциально, просит начальника тюрьмы, указать в рапорте о казни, что Зорге умер со словами «Красная армия, Коминтерн, Коммунистическая партия Советского союза». Видимо, ни актер Домогаров, ни режиссер Гинзбург, не знают, что в 1944 году КПСС еще не было, а была ВКП (б). На самом деле Рихард Зорге, как убежденный коммунист, видя, что в окна смотрят заключенные, громко выкрикнул по-японски: «Секигун (Красная Армия)! Кокусай кёсанто (Коминтерн)! Собието кёсанто (Советская компартия)!». Справедливости ради следует отметить, что это лишь свидетельство одного из узников Сугамо, в официальном протоколе казни этих слов нет, впрочем, чиновники могли и не внести туда «крамольные» слова. А что касается наград: нелепости не только с униформой и наградами Германии, но и Японии – там вообще полный ужас. Кстати, посол Отт был награжден звездой японского Ордена священного Сокровища (фото до 1938 г), а вот жена его была исключительно некрасива – так что по поводу романа Зорге с женой Отта – очередной миф.Хотя, что не сделаешь для сбора разведданных. Но на Зорге это не похоже – он был ценителем женской красоты.

реальный посол Германии Отт с женой - сравните с красавицей на постере вверху (Отт там в генеральском мундире)
реальный посол Германии Отт с женой - сравните с красавицей на постере вверху (Отт там в генеральском мундире)

Достижения Зорге как разведчика в фильме показаны убого: мол, он предупредил, что война начнется в июне и после того как началась, сразу вернул себе доверие Сталина. А не доверять Зорге было с чего, и вовсе не оттого, что он не вернулся в Москву в 1937 г. По версии авторов сериала о репрессиях ему рассказал Люшков, в том числе и об аресте и расстреле его шефа Яна Берзина (Берзин вообще-то был расстрелян через два месяца после побега Люшкова). Недоверие к Зорге возникло после его работы в Китае – возникал закономерный вопрос, как ему удалось так ловко морочить голову ведущим разведкам мира, а потом ускользнуть за 2 месяца до провала Шанхайской резидентуры – ясно, перевербован (чего, естественно не было, поскольку нет никаких документальных подтверждений, да и не таков был коммунист и коминтерновец Зорге). Распространенный миф – Зорге отправил шифровку с точной датой нападения Гитлера на СССР. О начале войны в мае-июне высших руководителей СССР предупреждали десятки источников, в том числе, непосредственно Берлинская резидентура, добывшая копию плана «Барбаросса» (а вовсе не Зорге, который пользуясь ключом от сейфа, переданного ему Ойгеном Оттом, фотографирует этот план (зачем план послу Германии в Токио – это загадка сценария), то есть реально, Зорге был всего лишь одним из многих, предупреждавших о нападении Германии на СССР. Бесспорной заслугой разведчика является то, что Зорге указал на нежелание Японии вступать в войну в 1941 г, поскольку успехи Гитлера в войне против СССР были скромнее, чем ожидалось. Такой поворот событий позволил перебросить часть дивизий под Москву в решающие дни обороны столицы. И, самое главное: в фильме практически не отмечено, что группа Зорге способствовала повороту милитаристских устремлений Японии на юг, в Тихий океан, к противостоянию с США. Заняв Японию, американцы получили доступ к японским документам того времени и обвинили СССР, что Зорге чуть ли не спровоцировал атаку на Перл-Харбор (в это время Зорге уже два месяца был в тюрьме) и начало войны Японии с США. Что касается антиамериканских тенденций внешней политики Японии, то, это, скорее, заслуга Одзаки. Хоцуми Одзаки входил в ближний круг премьер-министра, принца Коноэ и мог влиять на внешнюю политику, будучи в то же время убежденным коммунистом, как и сам Зорге. Они были повешены в один день, 7 ноября 1944 г., достойно и с честью приняв смерть. Почему же Рихард Зорге был забыт на два десятка лет, а имя его было как бы вычеркнуто из советской истории? Дело, видимо, в том, что Зорге, находясь в тюрьме, выстроил линию защиты себя и своей группы таким образом, чтобы доказать, что они не наносили вреда Японии, а лишь хотели предотвратить ее войну с СССР. При этом он признался в том, что он – агент Коминтерна (он действительно был членом этой международной организации и ни при каких обстоятельствах не должен был раскрывать эту тайну). Зорге учитывал, что Коминтерн в войну уже прекратил существование, но все же, такое частичное сотрудничество со следствием и привело к тому, что Зорге посчитали в СССР предателем. Лишь когда Хрущев, посмотрев фильм «Кто вы, доктор Зорге?», воскликнул: «Да это же настоящий Герой!», тут же разведчика реабилитировали, посмертно наградили Званием Героя Советского Союза, во всех городах, напечатали большую статью в «Правде», словно по мановению волшебной палочки, появились улицы Зорге, его имя было присвоено танкеру, выпущены открытки и почтовые марки, в серии ЖЗЛ вышла книга о разведчике и так далее. В анонсах фильма объявлялось, что режиссер и исполнитель главной роли актер Домогаров основательно изучили биографию Зорге и документальные источники, включая дневник (вообще-то действующие разведчики дневников не ведут), а сериал из 12 серий подразумевал очень подробное освещение событий. Вместо этого мы видим довольно нудное повествование, рассчитанное на пенсионеров и домохозяек, смотрящих бесконечные сериалы. А ведь можно было снять динамичный детектив с романтической линией, вовсе не прибегая к выдуманным персонажам вроде мифической сестры милосердия из военной молодости Зорге, которую он узнал потом в жене посла. Можно было опереться только на историю Ханако, реально бескорыстно и беззаветно любившей Зорге, узнавшей о его смерти только через 5 лет и искавшей потом его кости среди невостребованных останков. За неимением средств она не могла похоронить его по-европейски и поэтому несколько лет хранила урну с прахом разведчика дома, пока набрала денег, чтобы купить небольшой участок на кладбище, где потом и была похоронена рядом с Рихардом. Из золотых коронок, оставшихся на черепе, она сделала себе обручальное кольцо, с которым ее и кремировали потом. А золотые запонки, что ей дал Зорге, чтобы предъявить в советском посольстве и сказать, что она жена Рамзая, так и не пригодились – ее просто выставили из посольства, куда она обратилась за помощью, заболев туберкулезом. И вовсе она не передавала никакого компромата японскому контразведчику Осаки из-за ревности. Во-первых, она не ревновала Зорге, зная о его любовных связях, принимая его таким, каким он был, японские женщины в то время, во всяком случае, не должны были ревновать мужа. Во-вторых, Ханако была слишком предана Рихарду, даже догадываясь о его нелегальной деятельности. Вот где бы развернуться деятелям кино – нет, не получилось великого фильма о большой любви.

Особенно хочется сказать о ближайших японских соратниках Зорге – Хоцуми Одзаки и художнике Ётоку Мияги, которые сделали для успешной работы токийской резидентуры очень много, но сценарист и режиссер не обратили на это внимания, придумав какого-то ниндзя, сделав его «правой рукой» и личным телохранителем резидента. А вот известный японский режиссер Масахиро Синода снял с большой симпатией к Зорге и его друзьям фильм «Шпион Зорге» - “Spy Sorge” (в английском языке слово «шпион», не несет негативно-уничижительного оттенка, как в русском, где есть наши разведчики и шпионы врага). Там очень хорошо показан японский колорит, подробно рассмотрена жизнь Одзаки (я бы сказал, что скорее он – главный герой японского фильма). Кстати, о провале группы в фильме режиссёра Гинзбурга тоже много фантастического, начиная с самой первой серии. Несмотря на то, что Зорге ведет себя крайне неосмотрительно, никаких претензий со стороны японской контрразведки к ему и его ближайшим соратникам, не было вплоть до 1941 г. В фильме «Зорге» мифический хитроумный японский контрразведчик майор Осаки уже с 1938 г «ведет» Зорге и собирает на него компромат, в конце концов, заставляя Ханако открыть сейф и стащить для него шифровки советского резидента. В действительности, активизация группы Зорге с целью переключить устремления милитаристской Японии в Тихий океан и Юго-Восточную Азию, сыграла злую шутку. Под подозрение попал художник Мияги, долгое время живший в США и , проследив его связи, контрразведка обнаружила всю сеть. Немаловажным было и то, что активизация радиосвязи с Центром в 1941 г позволила японцам запеленговать рацию Клаузена. После этого все было делом техники – обошлось без мифических хитроумных майоров. Клаузены получили сравнительно мягкие приговоры – Анна была освобождена через 3 года, а Макс Клаузен избежал смертной казни в числе ближайших помощников Зорге, получив пожизненное заключение, не умер от голода в тюрьме как Бранко Вукелич, а дожил до освобождения, после лечения в СССР переехал с женой в ГДР, где они были почетными пенсионерами. В числе прочих, Клаузены были награждены советскими орденами, только не посмертно, как Одзаки, Мияги и Вукелич. Есть данные (воспоминания - жены Вукелича, со слов его адвоката), что Клаузен уже на первом допросе сдал шифры, благодаря чему контрразведка прочитала все донесения группы Рамзая. Так что, если кто и запугал радиста, вынудив его к сотрудничеству, то это не НКВД, а японская контрразведка. Впрочем, не нам судить тех, кто прошел японские застенки – это вам не цивилизованные европейские тюрьмы, японцы знали, как выбивать показания. Тем более, что провалу группы, возможно, способствовала неосмотрительность связников – сотрудников ГРУ под дипломатическим прикрытием. Дошло до того, что они, не соблюдая конспирации, а ведь каждого дипломата «вела» японская контрразведка, приходили прямо в радиомастерскую-магазин Клаузенов. И как позже вспоминала Анна Клаузен, в них за версту было видно русских по непричесанной голове, мятым мешковатым брюкам с «пузырями» на коленях и английскому языку со специфическим русским акцентом. Конечно, тому Зорге, что в фильме, трудно было бы доказывать, что он никому вреда не причинял и никого не убивал, так как введенный сценаристом мифический террорист-ниндзя в кепке буквально устилает дорогу группы трупами, устраняя всех подряд. В том числе, неуловимый ниндзя выбрасывает из окна предателя Люшкова, хотя последний пережил Зорге и был застрелен японским офицером (по словам этого офицера) в августе 1945. Трупа Люшкова никто не видел, зато есть свидетельства о том, что его, живого и здорового, потом встречали в Шанхае и Сингапуре. Вот такой сериал, к сожалению, после просмотра несколько смешно и слегка печально. Смешно от нелепостей сценария, а печально оттого, что этот опус выдается за откровение и практически историческое исследование, вспомним слова создателей фильма о бережном отношении к истории. Но все же, пусть простят меня историки, с кинематографической точки зрения есть и несомненные плюсы. Прежде всего, это игра японских актеров, особенно, Шион Накамару (Ханако) и Осаму Ямамото (майор Осаки). Впрочем, и печальный Домогаров достоверно смотрится в роли задерганного и уставшего Зорге конца 30-х. Неплохо передан антураж Токио со старыми трамваями, тетушками в кимоно и патриотически настроенной публикой с флажками (пусть и снято все в Шанхае). А что касается исторической правды: может быть, какой-нибудь пытливый юноша, увидев фильм, захочет больше узнать о выдающемся разведчике и обратится к литературе. В таком случае можно порекомендовать ему книги историка-япониста Андрея Фесюна, к.и.н., атташе по культуре посольства РФ в Токио, а также, лауреата премий МО и ФСБ, япониста и историка спецслужб Александра Куланова, факты из которых, в том числе, и использовал автор этой заметки.

Сокращенная версия этого текста была опубликована мной в "Военно-промышленном курьере"

Подписывайтесь на канал - будут еще интересные рецензии.