Сегодня я хочу рассказать о том, что можно и нужно посмотреть в Азербайджане. Конечно маршрут предложенный мной не является единственно правильным, но отметить для себя основные реперные точки вы сможете, а это самое главное.
Начну я свой путь не с современной столицы Баку, а с одного из древнейших городов страны Гянджа. Добраться туда можно самолетом, путь из Москвы займет порядка двух с половиной часов. Аэропорт города хоть и имеет статус международного, но принимает лишь рейсы из России и самого Азербайджана. Расстрою сразу, взять автомобиль в аренду не получится. Там ни работает ни одна прокатная кантора. Мне было проще, коллеги из компании Skoda привезли мне в Гянджу кроссовер Kodiaq, так что «колесами» я был обеспечен на весь период пребывания в стране. А учитывая, что в поездку мы отправились вместе с моим коллегой и старым товарищем, блогером Петром Меньших, то машин на дали стразу две, бензиновую и дизельную. Причем это автомобили в довольно богатой комплектации Sportline и Laurin & Clement. Начальная стоимость которых превышает 2 миллиона 700 тысяч рублей. Правда моторы у них, ради сокращения цены самые обычные, двухлитровые. Это дизель и бензин, мощностью в 150 и 180 сил соответственно. Поэтому в путь, не будем терять времени.
Сам город Гянджа по разным сведениям был основан в седьмом веке нашей эры из-за благоприятного географического положения, там проходил Великий шелковый путь. Хотя есть сведения, что он появился гораздо позднее. Не смотря на это памятников архитектуры там, увы, осталось не много. Главной достопримечательностью является Джума Мечеть построенная шейхом Бахауддином. Он был астрономом и поэтому построил ее не совсем обычным образом. По ней, в солнечный день можно сверять часы. Минареты стоят не ровно, делали ее из красного кирпича, но на западной стороне есть один белый кирпич в кладке и именно на него в полдень падают солнечные лучи. В то время поселение было довольно большим, река судоходной и по идее караван-сараев или гостиниц было множество. Однако сегодня сохранился единственный караван сарай расположенный в центре города. Если захотите полюбоваться на красоты природы, то стоит отправится на Гей-Гель, одно из семи озер образовавшихся во время разрушительного землетрясения в двенадцатом веке.
Мы же оседлав чешских скакунов отправились в Шеки. Я намеренно взял самую мощную бензиновую версию Kodiaq с турбомотором с отдачей в 180 сил и полным приводом. Много это или мало? Сейчас и проверим. Трасса ведущая из Гянджи в Шеки построена совсем недавно, качество дорожного полотна на очень высоком уровне, камер, как и в России предостаточно. Но, местные полицейские довольно доброжелательны и у них есть негласный приказ не трогать туристов, мы с коллегой под эту категорию подходили, номера то были московские, так что за все путешествие нас остановили лишь один раз, да и то что бы пожелать счастливого пути. Что до динамики кроссовера Skoda, то тяжелый автомобиль разгоняется довольно легко, нет, конечно говорить об ускорении спорткара не приходится, но набор скорости уверенный. Да и что я еще хочу от типично семейной машины. Главное он комфортен и отменно управляем, впрочем расскажу об этом позднее, ведь от Шеки мы планировали поехать Габалу, а значит и проверить модель на горных серпантинах. Хотя у машины в комплектации Laurin & Clement нижняя губа переднего бампера висит довольно низко, поэтому о штурме каких-то внедорожных участков речи и не шло. Да и шоссейная резина не давала нам никаких шансов на то, что бы испытать машины вне дорог.
Шеки. Первые сведения о поселении появились в восьмом веке, он был основан ираноязычными скифами и за время своего существования побывал во владениях халифата, грузинских князей, и иранцев. Помимо войн поселение неоднократно разрушалось землетрясениями. Однако к восемнадцатому веку здесь образовалось сильнейшее ханство Азербайджана Шекинское. Ханы и построили дворец который сегодня входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Увы, там сейчас административное здание и попасть внутрь нет никакой возможности. Зато осмотреть огромный караван-сарай вы сможете. Сохранилась эта постройка чудом, в советское время в ней располагалась гостиница. Она и по сей день завораживает своими размерами и толщиной стен. Ведь купцы следовавшие по маршруту Шелкового пути должны были чувствовать себя в безопасности на отдыхе.
На сегодня я прервусь, ведь уже завтра я расскажу вам о том, что мы увидели в Габале и чего нужно опасаться на серпантинах Азербайджана.