30 августа 2020 года, Леониду Ароновичу Шварцману исполняется - вдуматься только - 100 лет! Сложно представить наше детство и детство советских детей без мультфильмов этого гения, он художник-постановщик 57 мультфильмов, а его герои самые популярные герои мультипликации!
Чебурашка
Вот как Леонид Ааронович рассказывал о создании Чебурашки
Пять месяцев — подготовительный период на фильм, и половину всего этого времени я провозился с Чебурашкой. Глаза ему сразу сделал детские, удивленные, человеческие. Хоть и большие, но не «как у филина». У Успенского же в «предисловии, которое не обязательно читать», сказано: «Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя». Все. О больших ушах ни слова. Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил режиссер Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз, он хранится у меня дома, подписан 1968 годом. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Юрий Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью.
А так он описал создание прочих героев этой истории
Крокодил у меня получился довольно быстро. В сценарии было написано: «Крокодил работал в зоопарке крокодилом. И когда кончался рабочий день и звонил звонок, он надевал свой пиджак, шляпу, брал трубку и уходил домой». Этого было достаточно, чтобы у меня сложился образ джентльмена с бабочкой и белой манишкой.
С Шапокляк тоже все вышло просто. Шапокляк — это, как известно, название складного цилиндра. Это XIX век, и отсюда пошло все остальное: черное строгое платье, жабо, белые кружевные манжеты, туфельки-лодочки на каблучках. Поскольку она — шкодливая такая бабка, я сделал ей длинный нос, розовенькие щечки и выдающийся подбородок. А седые волосы и пучок позаимствовал у тещи, у Таниной мамы.
Котенок Гав
Шварцман рассказывает:
Щенок получился сразу, а вот придумать не просто обаятельного, но еще и запоминающегося котенка оказалось не так-то просто. Я долго бился: кошки, котята, они все довольно стандартные. Чтобы как-то отличиться, я стал почти сразу рисовать сиамского котенка. А шкодливого кота, бедового, я сделал черным, конечно. Прототипов в жизни у них не было. Это мой собственный рисунок.
38 попугаев
Вот как вспоминает Шварцман историю создания этих мультфильмов
Был период, когда я одновременно работал и на рисованной, и на кукольной анимации. В 1976-м режиссер Уфимцев пригласил меня художником-постановщиком на сериал «38 попугаев». И в это же время меня снова пригласил Атаманов, мы стали снимать «Котенка по имени Гав». И оба сериала — по сценариям Григория Остера.
Тогда я все время делал наброски: и в метро, и в трамвае, и во дворе, и на бульваре. Очень любил рисовать маленьких детишек и животных. Всю жизнь ходил в зоопарк, рисовал с натуры — это было необходимо для создания персонажей. Но змей я терпеть не могу. И тем не менее, когда я начал создавать героев для «38 попугаев», пришлось постоянно рисовать удава с натуры. Этот персонаж никак не получался, вначале он был очень малоприятным. И только когда я вытянул ему морду, нарисовал нос, веснушки и сделал бровки домиком, он у меня зажил, стал мечтателем, философом.
А с попугаем для этого фильма история вышла еще интереснее. Вначале я нарисовал его таким же, как вы видели в фильме: в узорах, с хохолком, но еще и с длинным хвостом. Сделали куклу, и с ней стал работать Юра Норштейн, он был мультипликатором на первой серии. Кстати, это он придумал удаву жест: подпирать голову хвостом. Когда Юра взялся за попугая, он сказал: «Хвост мешает, надо убрать». Убрали, и сразу попугай стал шустрым, начал в кадре энергично расхаживать, у него появились ораторские жесты. Мы задумались: кто же это такой получился? Вначале решили, что это директор нашего кукольного объединения Боярский, он любил на собраниях выступать. А потом поняли, нет, бери выше — Ильич! И мы стали таким его делать и снимать, со всеми ленинскими повадками. Никаких вопросов со стороны цензуры по этому поводу не было
Обезъянки. вперед!
Золотая Антилопа
А вот что ещё вспоминает Леонид Аронович
Здесь я опять как художник-постановщик делал всех персонажей, кроме самой золотой антилопы. Ее рисовала Наталья Строганова, ученица знаменитого художника-анималиста Василия Ватагина. Самым сложным для меня был образ раджи. Мы долго сидели в Ленинской библиотеке, листали альбомы по Индии, перелопатили очень много книг про сикхов и все искали образ. Пока не наткнулись на фотографию настоящего раджи, который показался нам очень интересным. Я его зарисовал и потом построил образ на этом наброске. Его помощник, стражники, тигр, главный герой — мальчик, все они пришли на экран из этих альбомов Ленинской библиотеки.
Варежка
Аленький цветочек
Вот как Шварцману запомнилась история создания мультфильма
С основными персонажами «Аленького цветочка» все было более-менее понятно: купец Степан Емельянович, его помощник, дочери, эти образы хоть и давались с трудом, но оформились сравнительно быстро. А вот над чудищем я провозился довольно долго: это был необычный, неопределенный и очень сложный персонаж. Его роль на съемках подготовительных сцен исполнил актер Михаил Астангов, если помните, он в «Пятнадцатилетнем капитане» играл кока Негоро, который засунул топор под компас. Его на роль Чудища утвердили в первую очередь из-за завораживающего, таинственного голоса. Ведь при технологии «эклер» один и тот же актер и исполнял роль перед кинокамерой, и потом записывал реплики при озвучании. На съемках Астангову надели бутафорский горб, чтобы образ получился пострашней. Я исходил из того, что чудище — это, конечно, зверь. Если бы он был гладким, то смотрелся бы не очень приятно, а главное — не так страшно. Поэтому при прорисовке я решил, что чем более мохнатым он будет, тем более экзотичное получится чудище: медведь — не медведь, горилла — не горилла. Вот таким образом и родился этот персонаж.
Снежная королева
В одном из интервью. Шварцман поделился воспоминанием о создании мультфильма Снежная Королева
Когда мы готовились снимать «Снежную королеву», то в Копенгаген, понятное дело, поехать не могли. Но мы нашли всю необходимую натуру в Риге, Таллине и Тарту: рисовали, фотографировали и создали весь мир этого мультфильма у нас в Прибалтике. Персонажей «Снежной королевы» мы делали вдвоем с Винокуровым: он разработал образы разбойников, а я — всех остальных героев, включая животных, атаманшу разбойников и ее дочку. В самой сказке Андерсена чувствуется характер Снежной королевы: она холодная, она прекрасная, она какая-то неземная — вот основные ее черты. Я ее изобразил в хитоне, с брошью-фибулой на плече, с тем, чтобы, когда она взмахивает руками, ее одежды развевались. Вообще Андерсон — до сих пор мой любимый сказочник, я читал его с детства, поэтому, работая над образом королевы, отчасти отталкивался от того, какой я представлял ее себе ребенком: это очень красивая и властная женщина, и при этом она не живая и в этом есть что-то отталкивающее. Чтобы выделить эту черту, я не только сделал ей сияющую корону из кристаллов, но и саму ее представил себе ледяной, и изображал ее лицо так, как если бы оно было граненым, как лед, отражающий блики света. Рисовал я Снежную королеву, исходя из своего воображения, никакого прообраза у нее не было
А вот ещё несколько мультфильмов работы Мастера
Дядя Степа - милиционер
Похитители красок
Ключ
Приключения Хомы
Ёжик плюс Черепаха
Доверчивый дракон
Леонид Аронович Шварцман проработал на Союзмультфильме до 2002 года. Он создал десятки любимых персонажей . мы знаем их такими благодаря ему Долгих вам ещё лет, Леонид Аронович. здоровья и благополучия! С Юбилеем Вас!