Казань – город, утративший свой этнический облик. Город, обезличенный под натиском Советского прошлого, современных застроек, погубивший себя стремлением доказать свою позицию «третьей столицы».
Испокон веков Казань славилась своей мультикультурностью, но никогда не растворялась в этом многообразии. Она являлась домом как для мусульман, так и для представителей других конфессий. В ней гармонично сливались Восточная и Западная культуры. При этом каждый народ стремился сохранить обычаи и традиции своих предков, осознавая всю уникальность и самобытность своей культуры.
Так, в начале ХIХ века краевед Евгений Белов писал:
«В Татарской части города нет ничего русского. Только спустишься с горы, а кажется, что далеко переехал куда-то в другое место. Уже при первом знакомстве с Казанью вы сталкиваетесь с Азией. Шелковые, фантастически изукрашенные яркими узорами шарфы, восточные сафьяновые сапоги, бархатные серебром и позолотой отделанные туфли. В трамваях вы встречаетесь с мусульманскими женщинами. Ярко разрумяненные круглые лица с черными выкрашенными зубами. На голове и плечах наброшен полухалат из ярко зеленой восточной ткани.
Все это так странно, так оригинально, особенно когда подумаешь, что стоит только пройти несколько кварталов, чтобы увидеть университет, церкви».
Старо-Татарская слобода – это островок истории татарского народа, глоток воздуха в оккупированном городскими джунглями пространстве. Здесь царит атмосфера домашнего уюта и спокойствия.
Но и это место не обошла стороной рука капитализма. Спасшая слободу в 2012 году реконструкция, сейчас нещадно выжимает из нее свои инвестиции. Стремление завлечь больше туристов в это злачное место явилось препятствием для сохранения исторического духа улицы Каюма Насыйри.
Первое, что бросается в глаза, это старинные постройки, увенчанные деревянной резьбой, которой богато украшены окна, карнизы и ворота домов. Увы, внимание привлекает не столько архитектурное решение, сколько мысль о том, сколько красок было вылито на сие творение.
«Это Старо-Татарская слобода или я Гензель, наткнувшаяся на «пряничный домик» в лесу?» - мысль первая. «О нет, я перенеслась в Египет» - мысль вторая. А возникла она не случайно. Крыши и ворота домов разукрашены на лад немеса египетского фараона (Каюма Насыйри 26). Возможно, такое пренебрежительное отношение связано с тем, что это новодел, Не избежал коронации и дом Марджани.
Возможно это своего рода отсылкой к символу власти и превосходства татарского населения (глазами дизайнеров, разумеется). Такие рассуждения и до раскрытия масонского заговора довести могут.
Безусловно, не все постройки пали жертвой пастельных тонов. Если посмотреть в каком плачевном состоянии находилась слобода до 2012 года, появляется желание поклониться кропотливой работе реставраторов. Они сумели возродить аутентичный дизайн купеческих домов, вдохнули новую жизнь в эти уникальные татарские усадьбы XIX века.
Теперь мы снова можем любоваться резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Учтены мотивы резьбы: растительные и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных; полихромная раскраска контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой и т.д.
Ярким тому примером служат: восстановленный новодел «Усадьба Муллина» (Каюма Насыйри, 11), Дом Марджани (Каюма Насыйри, 10А), Дом Беркутова (Ф. Карима ,59/11), Дом Софы Бахтеева ( Г. Тукая, 72) и др.
Возвратимся к основному вопросу. Естественно, приведенные мной образцовые примеры также являются плодом современной реконструкции цвета, так как до нас дошли лишь черно-белые фотографии.
В них тоже в той или иной степени задействованы оттенки, которые, при всей продвинутости татарского купечества, вряд ли могли быть использованными для разукрашивания домов в ту эпоху. Если основываться на сохранившиеся традиции цветового оформления в татарских деревнях, можно предположить, что доминировали чистые насыщенные цвета: зеленый, синий. Красный, белый и желтый – преимущественно в декоре.
К сожалению, вопреки пониманию семиотической традиции цвета в татарской культуре, я не могу в полной мере согласиться с решением реставраторов. Исторической ценности в такой покраске не вижу и эстетического удовольствия в полной мере получить не могу. Это стилизация для туристов, которая выполняет свою основную работу – завлекает людей.