Найти тему
Эрудитус

Чайтьягрихи и Стамбхи - по следам Будды.

Оглавление

Чайтьягрихи (сокр. Чайтья) - зал в котором расположено изображение Будды.

https://www.pinterest.ru/pin/864057878495022503/?nic=1a&sender=864058015916063990
https://www.pinterest.ru/pin/864057878495022503/?nic=1a&sender=864058015916063990

Структура Чайтьи

На рубеже I-II вв. до нашей эры появляется колонный зал абсидальной формы. Отличались аскетизмом и включали в себя большой зал для собраний, по бокам которых располагались кельи. Подобные храмы также назывались "вшари"

Внутри абсиды устанавливалась ступа. В более ранних версиях там находилась скульптура Будды.

Их вырубали в скале. Они были самыми почетаемыми храмами Индии. Использовались как молельни.Между чайтьи и ступой было ограждение. Ступы были изготовлены из камня, богато декорировались. Главным являлось "солнечное окно". Оно было подковообразной формы и освещало всё внутреннее пространство храма.

Зал общих собраний - центральная часть чайтьи. В конце зала находится ступа.

Храм строился по технологии выдалбливания сверху скалы по направлению вниз. Строительством занимались касты, которые из поколения в поколение передавали свои умения и опыт своим детям. Это были профессиональные мастера.

В ранних буддистских школах основной догмой было поклонение не Учителю, а Учению, поэтому образов самого Будды просто не существовало, а изображались символы его учения: Колесо Дхармы, две газели, дерево бодхи, пустой трон, ашокинские колонны, отпечатки стопы Будды и прочее.
Антропоморфные же (человекоподобные) изображения Будды появились довольно поздно: примерно через пятьсот лет после его ухода (в 1-2 в н.э.) и получили особое развитие в связи с формированием новой ветви буддизма – махаяны.

Поэтому все ранние буддистские пещеры в Индии проходили как бы два «жизненных этапа»: вначале в соответствии с ранней традицией создавались элегантные по форме, но простые и даже аскетичные с точки зрения атрибутики сооружения, а уже потом (наверное с 4-5 веков н.э.) они начинали украшаться многочисленными и как правило высокохудожественными барельефами с сюжетами из учения махаяны.

Сюжеты барельефов

Будда в окружении бодхисатв (Авалокитешвара, Махастхамапрапта, Тара). Групповой барельеф с изображением Будды Гаутамы, бодхисатв, вспомогательных персонажей и различных атрибутов. Слева и справа от Будды расположены еще два барельефа с изображением мужчин и женщин.

Вихары

Вихары - это помещения, в которых жили монахи. Традиционно они располагались на первом этаже. Они также были высечены в скале. Попасть туда можно спустившись по железной лестнице. Имеются окна, дверной проем и балкон.

Храмы в Бхаджи

Здесь располагаются самые яркие архитектурные сооружения этого типа.

https://www.pinterest.ru/pin/864057878495022537/?nic=1a&sender=864058015916063990
https://www.pinterest.ru/pin/864057878495022537/?nic=1a&sender=864058015916063990

Вход внутрь храма обрамляют две колонны с львиными капителями (сохранилась лишь одна). За ними находится небольшое пространство, центральная часть которой представляет собой вход подковообразной формы. По бокам от него на прилегающих стенах вырезаны барельефы, изображающие парные фигуры донаторов. Их фигуры пластичны, полуобнаженные.

Пройдя сквозь главный вход, оказываешься в главном храме. Внутри пещерный храм обрамляют два ряда восьмигранных колонн, поставленных на мощные объемные базы и завершающиеся крупными капителями, имеющими форму лотоса или колокола. В верхней части вырезана абака, на которой восседают рельефные группы донаторов. Они, в свою очередь, восседают на слонах.

Внутри храма находится ступа. Зонд на ступе сделан из дерева.

Все деревянные ребра на потолке тонированы. Ступа не декорирована, имеет полусферическую форму.

Стамбхи

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/04/30/13/08/temple-746889_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/04/30/13/08/temple-746889_960_720.jpg

Стамбха - представляет собой высокую колонну без базы, наверху которой находится массивная капитель в виде льва или быка. Всего в Индии около 30 таких сооружений. Они были популярны в период Ашоки. Эти колонны возводились для обозначения памятных мест, связанных с Буддой. Они устанавливались возле дорог и в местах с большим скоплением людей.

Религиозно-символическое значение стамбхи состоит в утверждение дхармы, фиксации ее мощи и законности. Кроме того, они несли функцию распространения законов Ашоки, которые были вырезаны на стенах колонны.

Колонна в Сарнатхе

По преданию, Будда, находясь в оленьем парке Сарнатха, произнес свою первую проповедь.

Капитель создана в форме перевернутого вниз цветка лотоса, на нем цилиндрическая деталь. С четырех сторон изображены дхармачакры (колесо закона). Между ними изображен лев, лебедь, бык и слон.

Лев символизирует Север;
Слон - Восток;
Лебедь - монах;
Бык - Запад;
Лошадь - Юг.

Завершают капитель фигуры львов, соединившихся друг с другом спинами. В оригинале, они несли на своих спинах большое колесо дхармы.

Высота капители около 2 метров 15 сантиметров. Она вырезана из песчаника. Капитель отшлифована, что говорит о её значимости. Она является национальным символом Индии.