Модерн любил выявлять человеческую страсть, ее буйство. Сквозная тема всего стиля – женщинавамп – "демонически роковая", притягательно - одурманивающая. Предметом обожествления здесь становится чувственность и греховность.
Наряду с изображением героинь передается их внутреннее состояние –
- сексуальное вожделение,
- наслаждение,
- экстаз,
- эротические мечтания.
Наиболее ярко это раскрывается через образы мифологических персонажей: утоляющие свою страсть – "Соломея", "Юдифь", "Далила", "Иродиада" (Климта, Бердсли, Штука).
Популярным был и мотив поцелуя. Примером тому "Поцелуи" Беренса, Климта, Сомова, Родена.
Эросу как влечению к жизни, Фрейд противопоставляет Танатос (инстинкт смерти). Идея постоянной борьбы Эроса и Танатоса получила достаточное развитие в произведениях мастеров стиля. Так, ведущей темой цикла "О смерти" М. Клингера становится тема судьбы женщины. В фаталистическом цикле «Ева и Будущее» «женщина появляется как воплощение воли к жизни, и, тем не менее, неизбежно оказывается во всем виноватой, ей угрожают демонические соблазны, а в конце ее уничтожает все утрамбовывающая смерть (эта мрачная заключительная картина, лишь слабо освещена крестом в тучах с одной стороны и все приостанавливающей рукой греческих богов – с другой)».
От «философии жизни» Ф. Ницше модерн воспринимает такие идеи как свобода творчества, активность субъекта, творческая индивидуальность и др.
У Ницше «жизнь» – стихия, буйство природных сил неподвластных разуму. Только свободная от пут и условностей жизнь способна создать высший тип личности – «сверхчеловека». Ницше выступает против каких-либо ограничений жизненной активности индивида. По его мнению, культура подавляет человека, тем самым вступает в противоречие с жизнью. Поэтому необходима переоценка ценностей культуры, придание ей нового смысла, главным образом, — воспитание «сверхчеловека».
К прообразу «сверхчеловека» философ относил аристократов, природных жизнелюбов, которым присущ истинно художественный вкус – вкус к жизни во всех ее проявлениях. Ницше призывает к саморазрушению твари в человеке во имя самосоздания в нем творца. Центральной идеей эстетической теории модерна, созвучной концепции «философии жизни» Ф. Ницше – выступает идея необходимости создания "художественно творимой жизни». Исходя из нее, представители модерна разрабатывают различные программы художественного воспитания, с помощью которых стремятся преобразовать жизнь и общество, приблизить художественное творчество к жизни народа. Они устраивают выставки, организуют общества эстетики, пытаются эстетизировать жизнь, наполнив среду обитания человека красивыми вещами и предметами, соединяя пользу и красоту.
Модерн старается жизнь уподобить искусству, и не то, чтобы сделать ее искусственной, то есть как в искусстве, а сделать жизнь столь же совершенной как искусство, так чтобы между ними не осознавалось различие.
Новые культурные условия расширяли, и возможности индивидуального начала в художественном творчестве, утверждения собственного художественного видения мастера. Свободное сочинительство, интерпретация, комбинация всех известных приемов художественного языка, неожиданные стилевые ходы позволили сформировать новые принципы художественного творчества и авторские манеры художников, при сохранении общего стилевого фона.
Творческие искания представителей модерна порождали особый тип личности и деятельности, создавая тем самым творческую среду. Причастность к этой среде зависела от духовных свойств каждой личности, индивидуальности, неповторимости, оригинальности. Примером тому многие мастера модерна.
Необычайной одаренностью в области музыки, литературы, рисунка в равной степени обладал О. Бердсли, разнообразные способности У. Морриса проявились в
- поэзии,
- декоративноприкладном творчестве,
- живописи,
- «но Моррис был еще и плодовитым писателем,
- переводчиком,
- крупным ученым-медиевистом,
- консультантом Британского и других музеев,
- великолепным дизайнером,
- крупным общественным деятелем,
- агитатором,
- и неутомимым пропагандистом социалистических идей».
Можно отметить и удивительное многообразие проявлений художественного таланта А. ван де Вельде.
«Он был личностью одновременно и исключительной и типичной для нового стиля….теоретик, живописец, мастер архитектуры, проектировщик интерьера, мебели, предметов прикладного искусства, средств декорации».
Таким образом, вобрав в себя идеи и концептуальные взгляды философов рубежа ХIХ-ХХ веков стиль модерн синтезировал новаторскую суть художественного творчества и философского мышления данного периода, создал своеобразную «художественную философию», в основе которой лежали культ красоты, эстетизм, гармония между человеком и природой, новое миропонимание.