Найти в Дзене
Painter от слова pain

Рисуем Портреты в Графике

Оглавление

Портреты – наиболее популярное, но в то же время и наиболее сложное направление в рисовании. Я очень люблю рисовать портреты. Сейчас рисую только их, потому что все остальное стало неинтересно. Давайте попробуем разобрать шаги к идеальному портрету.

Изображение photosforyou с сайта Pixabay
Изображение photosforyou с сайта Pixabay

Шаг первый. Оцениваем масштабы катастрофы.

Намечаем овал лица и контуры волос, ушей, шеи. Это важно для того, чтобы научиться рисовать от общего к частному, постепенно помещая мелкие детали в гармонию с остальными частями портрета. Принцип «от общего к частному» - один из главенствующих в рисовании. На первых порах будет такое, что вечно придется переделывать овал лица, а именно увеличивать его. Человек склонен подсознательно увеличивать предметы, когда переносит их изображение на бумагу. В это нет ничего страшного, умение планировать все части рисунка заранее приходит исключительно с опытом.

Шаг второй. Измеряем пропорции.

Этот шаг самый-самый противный, но его нужно перетерпеть, потому что он и самый решающий для конечного результата. Опытные художники умеют набрасывать эскизы без построения, да еще так, что получается похоже! На их счету определенно тысячи построенных портретов. Поэтому никогда не стоит пренебрегать построением. Берем карандаш в вытянутую руку и измеряем все-все-все расстояние. От ушей до носа, до глаз, до рта; от рта до носа, от носа до глаз, от глаза до глаза и т.д., и т.д., и т.д.

Шаг третий.

И вот, на листе есть что-то отдаленно напоминающее человеческое лицо, что же делать дальше? Сейчас главное – не торопиться. И не начинать прорабатывать мелкие детали. Ни в коем случае не начинайте обрисовывать глаз или нос. Главное правило академического рисунка «от общего к частному» и я не устану это повторять! Сейчас нужно задать объем. Понять, где расположены тени, а где светлые места и блики. Затем аккуратно начинаем штриховать полутона. Понимаете же, что такое полутона? Это такое место, где не свет, но и не тень! Аккуратненько, выстраивая общий тон рисунка. При штриховке мы отталкиваемся именно от полутона. Потому что тень надо сделать темнее, чем полутон, а свет, наоборот, светлее. Все просто, не так ли?

Шаг четвертый.

Теперь у нас есть тени. Ну не красота ли? Теперь можем более детально пройтись по рисунку. Намечаем тени носа, глаз, губ. Не забываем про форму. Глаз -влажный шар, который бликует и рефлексирует (о своем жалком существовании, конечно же).

Рефлекс – то, что можно увидеть если поднести руку к яркому объекту, желательно где-нибудь на свету. Рука непременно окрасится в неестественный цвет данного объекта. Предметы, при достаточном количестве цвета, отражают цвет. Данное правило, конечно, особенно важно при работе с цветом, но неплохо помнить о нем всегда.

Шаг пятый. А что еще, собственно, надо?

Нет предела совершенству! Подгоняем портрет под общий тон, рисуем одежду, плечи, волосы. Делаем приятненький фон. Чтобы увести весь рисунок в тон, я просто беру не слишком мягкий карандаш и прохожусь аккуратным штрихом по всему рисунку. Это обеспечит ощущение целостности и не даст никакому из объектов выдаваться вперед.

Несколько фишек напоследок.

Разбивать все на составляющие формы - губы - это цилиндр и два шара (домашнее задание - разглядеть цилиндр и шары!), нос разбирается буквально по "кирпичикам". Глаз - немного вытянутый шар.

Полезно в рисовании - трогать свое лицо. Так вы лучше поймете где находятся мышцы и какие из них задействованы при различных выражениях лица. Это поможет осознать форму и рельеф.

Зубы - не белые! Они, как минимум, мокрые, отражают весь ваш рот изнутри и на них падает тень того самого рта. Поэтому советую аккуратно убирать зубы в тон, делать их темнее, чем выступающие вперед объекты (нос и губы). Объем достигается за счет комбинации света и тени, так мы даем мозгу понять, что где расположено.

Волосы - это не отдельные тонкие линии! Волосы - густая копна этих самых тонких линий, которые воспринимаются единым объектом. Обратите внимание - светлее волосы, чем тон кожи или темнее? Где на них падает свет? Все прически разные и имеют свою форму, а там где форма, там свет и тень, полутона и блики. Поэтому, внимательно задавайте форму всему - даже волосам.

Одежда - я очень люблю качественно прорисованную одежду. Пусть в мои портреты попадают в основном плечи, но даже они придают портрету реалистичность и аккуратность. Здесь работают все те же правила. Идем от полутонов, аккуратно намечаем тени и свет и закрашиваем все в тон одежде.

Посмотрите что светлее в оригинале - волосы, лицо или одежда. Чтобы понять это наверняка нужно прищуриться - сразу видно все тона, где светлее, а где темнее. Вот такая нехитрая наука - светотень и тона рисунка.

Спасибо за Ваше внимание! Надеюсь, мы все научились сегодня чему-то новому и полезному!