В Советском Союзе каждую из картин посмотрели около 40 миллионов зрителей. Так, по данным кинопроката, на фильм «Анжелика и король» было продано 43 млн 300 тыс. билетов, а на «Анжелику – маркизу ангелов» - 44 млн 100 тыс.
Свидетельством успеха Анжелики можно считать и огромное количество девочек, названных по всему Союзу ранее необычным для страны именем. Интересно, что и новая модель бюстгальтеров, выпущенных в стране Советов вскоре после оглушительной кинопремьеры, также получила актуальное название «Анжелика».
Кто из актрис испугался откровенных сцен фильма
Советские мужчины и женщины восхищались исполнительницей главной роли – Мишель Мерсье. При этом мало кто догадывался, что режиссёр Бернар Бордери видел в этом образе совсем другую знаменитость - Бриджит Бардо. Однако актриса в начале 1960-х была по горло сыта съёмками в костюмированных картинах и категорически отказалась от предложения в очередной раз облачиться в корсет. После этого режиссёр сделал предложения Катрин Денёв, Монике Витте и Марине Влади. Но те тоже предпочли не участвовать в фильме, который должен был изобиловать откровенными моментами.
Актриса Мишель Мерсье, вытащившая в итоге свой «счастливый билет» в виде роли Анжелики, была темноволосой. Золотые волосы у неё «появились» благодаря парикам.
При этом фильм сделал Мерсье заложницей этой роли и печально отразился на её личной жизни. Актриса пользовалась успехом у мужчин, но всё заканчивалось плохо: первый супруг угодил в психиатрическую больницу; второй внезапно исчез, обчистив квартиру актрисы; третий скончался от тяжёлой болезни; а четвёртый (итальянский наследный принц) просто разорвал отношения с «Анжеликой», не утруждая себя объяснениями.
Голая спина и холщовые «наклейки»
В СССР было решено убрать из фильма «Анжелика – маркиза ангелов» практически все постельные сцены. Впрочем, даже в таком виде (на полчаса короче) картина стала революционной для Союза.
Вскоре после премьеры подали голос критики, недовольные «большим числом целующихся на экране» и сценой, в которой главную героиню показали голой по пояс. При этом Анжелику, кстати, можно было увидеть только со спины – лежащей на кровати…
Актриса Мишель Мерсье, в свою очередь, возмущалась тем, что и западные критики картины приписывали ей появление на экране в чересчур откровенных сценах. Исполнительница главной роли была сторонницей пуританских взглядов и заявляла, что ни разу не выходила на съёмочную площадку совершенно голой. Известно, что перед работой над наиболее откровенными сценами артистка сама заклеивала интимные части тела полосками ткани, чтобы ничего - даже случайно - не попало в кадр.
Это сработало: оператору приходилось брать Мишель в кадр ровно до того места, где начиналась холщовая «наклейка», чтобы та не портила картинку. Точно также было и при работе над сценами в ванной, во время которых, по требованию Мерсье, со съёмочной площадки беспощадно удаляли всех киноработников за исключением 2-3 человек.
«Резали, режем и будем резать»
Кстати, несмотря на заявления актрисы, фильм всё-таки получился очень смелым для своего времени. А по меркам СССР вообще считался самой первой «экранной эротикой»: голая спина лежащей Анжелики позволила фильму выбиться в рекордсмены отечественного проката. Из пяти картин про Анжелику советскую цензуру прошли (с потерями в виде большого количества вырезанного материала) лишь два. Три оставшиеся части пробили заслон уже в 1985-м, с началом перестройки. Кстати, в итоге из двух последних серий после упражнений цензоров было решено смонтировать одну.
Уже позже российские поклонники смогли посмотреть фильм целиком. Однако в 2000-е всё... неожиданно вернулось на круги своя: после того, как один из федеральных каналов вновь показал французскую картину, в Сети разгорелось оживлённое обсуждение просмотренного. Поклонники кинематографа были недовольны тем, что картину в очередной раз порезали. А, если точнее, вернули к сокращённому варианту советских времён…