Квадрофонические системы имели определенный успех в 70-е годы, но из-за высокой стоимости такой техники - как четырехканальных источников, так и удвоенного количества каналов усилителей и АС, так и не прижились на рынке аудиоаппаратуры. Однако и аудио компонентов за эти несколько "квадрофонических" лет выпустили немало, и записей было издано достаточное количество. И вот он, редкий зверь - супернавороченный квадрофонический западногерманский ресивер начала 70-х годов Nordmende Quadronado QX-80, с фиксированными настройками и квазисенсорным управлением тюнером. Конструкция сложная - компоновка выглядит как у компьютера: «материнские платы» и множество слотов с «платами расширения» на каждой. Плат очень много, суммарное количество деталей ресивера впечатляет. Но сервис мануала или даже просто схемы к этому аппарату в открытом доступе нет. Удалось найти только заявленные производителем технические параметры:
Качество фото технических характеристик не очень высокое, но другого нет, к сожалению.
В виде таких "плат расширений" в ресивере установлены 4 усилителя с максимальной заявленной мощностью 15 Вт. УМЗЧ двухтактные, с однополярным питанием 40 В. Платы усилителей легко вынимаются и ремонтируются - схемотехника простая и вполне можно разобраться без сервис мануала.
В ресивере сгорело 3 усилителя из 4, что произошло, вероятно, от перегрева. Выходная мощность завышена в параметрах, как мне показалось, – вряд ли он сможет работать длительное время на выходной мощности более 5-7 Вт на канал. Радиаторы охлаждения на платах УМ очень маленькие, на большой громкости лучше не гонять и не стоит подключать его к АС с импедансом менее 8 Ом. Все разъемы на задней панели стандарта DIN, естественно.
У ресивера общий регулятор громкости на 4 канала, но на передней панели два регулятора баланса - между левыми и правыми каналами и между фронтальными и тыловыми. Движки регуляторов баланса механически синхронизированы с красным светодиодом на темном поле, наглядно показывающим распределение мощности между четырьмя каналами.
Но если усилительная часть ресивера достаточно простая, можно даже сказать примитивная, то приемник тут выше всяких похвал – настоящее немецкое качество, в лучших традициях фирмы - Nordmende была одним из лидеров по качеству приема и оснащенности приемников. Но хотелось бы отметить, что такой аппарат есть смысл восстанавливать только если являешься настоящим фанатом квадрофонических винтажных ресиверов Nordmende:)))) – менять надо очень много электролитических емкостей, а также, реально под замену и все ползунковые потенциометры, необходимо очистить кучу почерневших разъемов и контактных групп, доступ к которым местами сильно затруднен. Вообще, ремонтопригодность аппарата достаточно невысокая, я бы сказал, что при высокой сложности устройства и отсутствии технической документации, относит аппарат к нерекомендуемым покупкам на рынке винтажной техники.
Звучит Nordmende окрашено, но очень приятно на слух. Звук мягкий, бархатистый.
Статья написана на основе личного опыта, все фото мои, кроме последнего скана из рекламного проспекта.
Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:
Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555
Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver
Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650
Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099
Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450
Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS
Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A
Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919
ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001
Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100
Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11
Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000
Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80
Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040
Винтажные усилители и их место в современном аудио
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)