Найти тему
Даниил Воронин

Мировой опыт правового регулирования криптовалюты.

Начавшееся в XXI веке развитие информационных технологий обусловлено различными проблемами, такими как финансовый кризис, нестабильность банковской системы и обесценивание валют. Данные трудности ставят перед государством задачи по созданию новых процессов и институтов, посредством которых возможно изменение общественного и экономического устройства общества. Особую актуальность в связи с этим приобрели финансовые и монетарные факторы, что в итоге привело к появлению альтернативы фиатной валюте, а конкретнее - криптовалюта.

Возникновение криптовалюты и включение ее в гражданский оборот переопределяет необходимость постановки вопроса о правовом регулировании соответствующих процессов.

Традиционно криптовалютой называют электронные платежные средства, учет операций с которыми осуществляется децентрализовано на основе заранее установленного протокола (правил) без какого-либо внешнего администрирования. Все транзакции с криптовалютами характеризуются прозрачностью и доступны не только регулятору, но и всем участникам системы. Протокол учета операции с криптовалютами основан на технологии блокчейн. Это означает, что на компьютерных дисках всех участников хранится своя копия общей базы транзакции, которые синхронизируются между собой при формировании очередных блоков.

Как показали исследования, в этой сфере возможны три способа использования криптовалюты:

  • доходы от криминальной деятельности обмениваются на биржах, затем средства поступают в кредитный кооператив, а позже переводятся на офшорные счета;
  • применяется кошелек, в который не знакомые друг с другом лица переводят виртуальные деньги, затем та же сумма чужих криптовалют по частям возвращается отправителю;
  • криптовалюта, которая была получена незаконной сетевой торговлей, обменивается на товарных биржах, переводится на карты с предоплатой и снимается в банкоматах.

Другой популярной сферой использования криптовалюты в нелегальных целях является совершение кибератак. Под угрозой распространения секретных данных преступники требуют от организаций выкуп в биткоинах.

Для борьбы, в том числе с преступностью, законодатели многих стран пытаются придумать, каким образом можно регулировать криптовалюты и их оборот. В настоящее время не существует единого стандарта в регулировании оборота криптовалют. Зарубежные регуляторы руководствуются своим подходом: от разрешения и «традиционного» регулирования в сфере платежей до полного и категорического запрета на данный вид деятельности.

Например, в 2013 году министерством финансов Федеративной Республики Германии было вынесено постановление о признании биткоина в качестве официального средства расчетов. Требуется только получения специального разрешения (лицензии) для взаимодействия с ней в коммерческих целях. Компании, решившие использовать биткоин в Германии контролируются Федеральным управлением по финансовому надзору. Также, они должны отвечать установленным требованиям, таким как, регулярная отчетность, наличие детального бизнес-плана и квалифицированных сотрудников, минимальный размер уставного капитала не менее 750 тыс. евро и использовать методы противодействия финансированию терроризма в легализации доходов, полученных преступным путем.

После банкротства биржи криповалюты Mt.Gox правительство Японии заявило о важности налогообложения и регулировании криптовалюты, в частности – биткоина. Тем не менее, дальше заявления дело не пошло и никаких конкретных шагов, к сожалению, предпринято не было.

Из-за федеративной формы устройства США регулирование криптовалюты – прерогатива отдельных штатов. Например, в штате Нью-Йорк в прошлом году обсуждалась необходимость введения специальных лицензий для криптовалют. Главная цель такой лицензии – это заставить биткоин-стартапы вести дополнительные документы по операциям. Штат Вашингтон стал первым, объявившим, что цифровая валюта – это деньги, хотя пока не утвержденные и не признанные никаким правительством. В настоящее время в штате Вашингтон цифровая валюта определяется в качестве денег. Сегодня штат требует от компаний, желающих пересылать цифровые деньги резидентам данного штата, проверять наличие лицензии UMSA.

Настоящий революционный скачек в сфере криптовалюты произвела Беларусь. 21 декабря 2017 года президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики». Благодаря этому документу Беларусь стала первой в мире страной со всеобъемлющим правовым регулированием криптовалютных операций и деятельности физических и юридических лиц, связанной с технологией блокчейн. Закон носит либеральный характер и предусматривает условия проведения операций с криптовалютами для юридических и физических лиц. Тем самым, Белоруссия становится сейчас «Меккой» для майнинга и предпринимателей, чья деятельность связана с криптовалютой.

Центральный банк России изначально занял очень жесткую позицию в отношении виртуальных валют, признавая наличие и распространение виртуальной валюты, в России, в январе 2014 года ЦБ РФ отнес ее к денежным суррогатам, выпуск которых на территории России запрещается. Предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену виртуальных валют на рубли, иностранную валюту, товары, по мнению ЦБ РФ, являются сомнительными операциями, и подпадает под регулирование законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данная позиция было подтверждена ЦБ РФ и в сентябре 2017 года, однако в отличие от риторики в 2014 году ЦБ РФ отметил, что осуществляет мониторинг рынка криптовалют и вырабатывает подходы к определению и регулированию криптовалют в Российской федерации.

В марте 2016 года была создана межведомственная рабочая группа Государственной Думы РФ по оценкам риска оборота криптовалют. В группу, кроме депутатов, вошли представители Банка России, Министерства Финансов РФ, Министерства экономического развития, МВД, ФСБ, Росфинмониторинга и МИД. На начальном этапе работы группы приоритет был отдан поиску баланса между преимуществами и рисками виртуальных валют, велась аналитическая и организационно-политическая работа, направленная на убеждение властей в нецелесообразности установления наказания за оборот криптовалюты. По словам руководителя рабочей группы Элины Сидоренко, «участники группы уже тогда соглашались с тем, что существующие риски во многом обусловлены отсутствием соответствующей регуляторики и объективной невозможностью отделить «белый» сегмент криптоиндустрии от «черной» и «серой» экономики». Не смотря на то, что в рабочую группу включены исключительно представители государственных структур, существовала открытость в работе для диалога со всеми заинтересованными лицами. Представители бизнеса, науки, активных участников блокчейн-сообщества могли бы внести корректировки в позиции государственных структур, которые до октября 2017 год отличались редкостным единообразием.

Первым серьезным шагом от риторики к реальным действиям стал подготовленный Министерством финансов РФ законопроект «О цифровых и финансовых активах». Предметом регулирования вышеуказанного законопроекта являются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а так же осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам. Цифровой финансовый актив определяется в законопроекте как имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. К цифровым финансовым активам отнесены криптовалюта, токен.

В настоящее время в России существует три законопроекта, которые, так или иначе, относятся к криптовалюте – это законопроекты «о цифровых правах», «о цифровых финансовых активов» и «о краудфайдинге». Причем термины «криптовалюта» и «токен» в проектах заменены на термин «цифровые права». Дело в том, что обсуждается не новый вид прав, а новая электронная форма их фиксации. Также возникают вопросы из-за соотношения «цифровых прав» с «цифровыми финансовыми активами». В законопроекте говорится, что «цифровые активы» являются совокупностью «цифровых прав», однако это не так. Многие эксперты заявляют, что более рациональным будет указание, что «права из бездокументарных ценных бумаг и доли в уставном капитале ООО могут удостоверяться данными в электронной форме («цифровые права»), а совокупность таких прав, которая принадлежит одному лицу, можно называть «цифровым финансовым активом». Данные законопроекты находиться еще на рассмотрение в Государственной Думе, поэтому время еще есть привести их в порядок и полностью согласовать между собой.

Полный запрет на деятельность с криптовалютой в условиях мирового регуляторного тренда невозможен. Запрет повлечет за собой свертывание инновационных проектов в этой сфере и перенесение их в более прозрачную регуляторную юрисдикцию. Решение проблемы правового регулирования деятельности с криптовалютой находится в установлении обязательного лицензирования указанной деятельности, как например в Германии. Криптовалюта была признана в качестве официального средства расчетов, а для взаимодействия с ней требуется получить лицензию.

На сегодняшний день статус криптовалют в России не определён. Нормативная база для операций с виртуальными деньгами пока отсутствует. Участники отечественного сегмента осуществляют деятельность на собственный страх и риск. Стороны не защищены от мошенничества, краж, недобросовестности контрагентов, сбоев. Эффективной системы удержания налогов со сделок не разработано. Официально криптовалюта не запрещена в России, но работать с ней свободно нельзя. Основными проблемами являются:

  • двоякий статус электронных монет;
  • отсутствие у представителей власти понимания экономической сущности, свойств и принципов развития цифровых активов;
  • чрезмерная жесткость методов государства;
  • отсутствие упоминания безопасности работы с криптовалютой;
  • нежелание судов формировать позицию до издания нормативных актов.

Таким образом, можно прийти к выводу, что правовое регулирование в каждой стране находится в процессе формирования. Изучение опыта других стран позволит создать правовое поле, учитывающее интересы и государства, и бизнеса, и физических лиц. Принятие соответствующих законов позволит не только осуществлять борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, обеспечивать безопасность, но и получать доход в виде налогов с физических и юридических лиц, осуществляющих операции с криптовалютой.