Первая леди кукол, которая основала производство кукол, названных за качество «кадиллак кукольного мира» - всё это о Мадам Александр. Мы расскажем о творческом пути этой удивительной женщины. Поверьте, в этой истории есть чем восхищаться. В первой части мы расскажем о сложном начале пути этой женщины.
Берта Александра Бергман больше известная под именем Мадам Александр, была удивительной женщиной, которая прошла сложный и долгий путь, но преуспела во всём, чего хотела. Сейчас её называют не иначе как Первой Леди Кукол. Ей заказывали портретные куклы представители Британской королевской фамилии.
Куклы Мадам Александр экспонируются в Детском Бруклинском музее, в Конгрессионном клубе, в Смитсоновском институте, в Музее Нью-Дели и в других музеях по всему миру. Сама Мадам не раз удостаивалась профессиональных наград, в т.ч. Награды за прижизненные достижения, награды DOTYи другие. Кукольная компания Мадам Александр (ADC) в настоящее время является одним из крупнейших производителей игрушек США.
Эта женщина смогла создать своё дело и привести его к успеху в неимоверно сложный исторический период: во время Великой депрессии и двух мировых войн, в эпоху, когда женщины не обладали никакими гражданскими правами. Мадам Александр возродила традиции ручного кукольного производства, когда каждой кукле уделялось такое нежное внимание на всех этапах создания, что в результате она получалась безупречной.
Берта Александр
Берта Александр Берман родилась 8 марта 1895 года в Бруклине. Мама Берты, урождённая австрийка, жившая в России, потерявшая мужа и вынужденная спешно бежать из страны. В Америке она вышла замуж во второй раз – за выходца из Одессы – Мауриса Александра, который проработав некоторое время подмастерьем в Германии, также приехал в Штаты в поисках лучшей доли.
Несмотря на бедность, Берта росла в окружении совершенно разных и даже дорогих кукол: её отчим занимался ремонтом кукол в собственной Первой Кукольной Больнице США. В то время производители чаще всего делали кукол из фарфора, который был дорогим и хрупким материалом. Позволить себе подарить такую куклу ребёнку могли только очень состоятельные семьи. Естественно, эти куклы не выдерживали обращения неловких ручек маленьких девочек и часто нуждались в ремонте. Пока Маурис залечивал кукольные раны, Берта могла рассматривать его пациентов - починенных и ещё только ожидающих ремонта.
Она видела и заплаканные лица девочек, приносивших сломавшееся сокровище и счастливые глаза получавших свою любимую игрушку исцелённой. Наверно, ещё в детстве Берта поняла, как много для детей значат игрушки. Уже много позже она твёрдо уверится в том, что «куклы – это не роскошь, куклы также необходимы детям, как и кусок хлеба».
А ещё в детстве Берта чётко усвоила разницу между богатыми и бедными людьми и твёрдо намерилась вырваться из нищеты эмигрантского района. Возможно, в качестве ознаменования своей мечты она и поменяла имя на более «элитное» - Беатрис.Однако, жизнь её текла своим чередом: она закончила школу, вышла замуж за Филиппа Бермана и родила дочь Милдред.
Начало
Но великие дела не творятся от хорошей жизни: как в пьесах, им нужен конфликт. И он не замедлил появиться: разразилась Первая мировая война, и США запретили ввозить немецкие товары на свою территорию. Германия же была основным производителем фарфоровых кукол, так что когда их поток прекратился, дело отчима Берты оказалось под угрозой закрытия.
Этот кризис и запустил импульс предпринимательской жилки Беатрис. Она решила помочь родителям и вместе со своими тремя сёстрами занялась созданием кукол на продажу. Беатрис чётко знала, что надо делать и уверенно руководила своей маленькой артелью. Она считала, что куклы играют не только развлекательную роль в жизни детей, но и обучающую. Поэтому в качестве персонажа для воплощения была выбрана патриотичная Медсестра Красного Креста.
Девушки шили кукол вручную из обрезков тканей. Тряпичные куклы в некотором роде даже выигрывали по сравнению с фарфоровыми: ведь их нельзя было разбить. Вскоре тряпичные куколки заполнили полки мастерской и стали пользоваться успехом у покупателей. Бизнес был спасён.
Это вдохновило Беатрис, кроме того, она осознала, что ей нравится то, что она делает. Она поняла, что у неё получается довольно хорошо не только создавать кукол, но и руководить мастерской. Поэтому последующие годы она и её сёстры продолжили заниматься шитьём и продажей кукол.
Однако сперва дела шли вовсе не так сказочно. Никто – ни розничные продавцы, ни банкиры - не принимали женщину всерьёз. Поначалу Беатрис была подавлена, она прочувствовала на своей шкуре все стереотипы общества и боялась потерпеть неудачу.
«Но на мне была ответственность, - вспоминает Мадам Александр, - у меня уже были наёмные рабочие, которые зависели от меня». И Беатрис делала поистине всё, на что была способна: она флиртовала в одних случаях, проявляла твёрдость в других, приводила на встречи с банкирами свою маленькую дочь, чтобы разжалобить их – словом, упорно шла к своей мечте и своей цели.
И в 1923 году она её добилась: один из банкиров выдал ей займ, хотя и совершенно не веря в то, что она сможет его вернуть. Тогда Беатрис поклялась выплатить кредит быстро и до последнего пенса: «Я хотела преподать ему урок, что надо верить в мечты людей, особенно в мечты женщин».
Благодаря этому займу Беатрис смогла перенести свой маленький бизнес с кухни родителей в студию и наняла соседок для пошива одежды куклам. Так была создана компания Мадам Александр, которая на сегодняшний день является самой крупной компанией по производству кукол.
Мадам Александр
Компания делала тряпичных кукол, но с объёмными чертами лица, которые впоследствии разрисовывались вручную. Это было новое слово в производстве кукол. Беатрис сама признаётся: «Я никогда не хотела делать обычных кукол с пустыми улыбками. Я хотела делать кукол с душой. Вы даже представить себе не можете, как я работала над формой носа или губ, чтобы сделать их правдоподобными и индивидуальными для каждой куклы». Тела этих кукол делались из смеси древесных опилок, папье-маше и резины – материал получался более крепким, чем фарфор, но всё равно не удовлетворял взыскательную Беатрис.
В конце 1920-х гг. она взяла себе псевдоним «Мадам Александр», который воплощал её мечту о роскошной жизни, пробуждая в памяти ассоциации с роскошью и элегантностью аристократии ушедшей эпохи. Беатрис руководила предприятием в одиночку, хотя и опираясь на помощь своих родственников в качестве доверенных лиц. Вскоре все её родные, включая мужа, были вовлечены в семейное дело. Фирма всё больше набирала обороты, и даже смогла преуспеть в период Великой депрессии.
Первая
У Беатрис был цепкий смекалистый ум, казалось, она чётко знала, что приведёт её компанию к повышению продаж, хотя и не боялась творческих ошибок. Она экспериментировала с материалами и содержанием. Кукольная компания Мадам Александр выпускала кукол, с правдоподобными ресницами и закрывающимися глазами - что было ещё одним безусловным новшеством для тех лет.
Впрочем, Мадам Александр во многих областях игрушечной индустрии стала первооткрывателем и автором серьёзных нововведений, придумывая всё более интересные и оригинальные решения. Тем не менее, она чётко придерживалась своего мнения – куклы должны обучать и развивать ребёнка, поэтому старалась создавать кукол известных исторических персонажей, героев сказок, фильмов и пр. Это оказалось поистине золотой жилой.
Получив лицензию на производство тряпичной куклы Алисы в Стране чудес (по ставшим уже классическими иллюстрациям Тенниела), Мадам положила начало общей практике лицензирования игрушек. А три года спустя, она перевыпустила кукольную Алису, переодев её и придав сходство с героиней только что вышедшего на экраны фильма.
Позже был создан набор кукол, воплощавших сестёр из романа Олкотт «Маленькие женщины», героев мультфильма «Три поросёнка» и др. Но поистине грандиозным стало появление куклы Скарлетт, вышедшей сразу после издания романа «Унесённые ветром» в 1936 г. Говорят даже, что три года спустя, при подборе актрисы на главную роль фильма, режиссёр учитывал сходство с этой куклой. Неизвестно насколько это правда, однако у Вивьен Ли, сыгравшей Скарлетт, действительное кукольное личико.
Успешные продажи этих кукол помогли компании Мадам Александр добиться финансовой стабильности.
Но не только Голливуд и книги были источником вдохновения для Мадам: она зорко следила за событиями общественной жизни. Тогда в Канаде единовременно родилось пять близняшек – это были первые близняшки, которые выжили. Мадам немедленно получила лицензию на создание их кукол. В этом Мадам тоже оказалась первой – куклы близняшек Дионн стали первыми куклами, созданными в честь современников. Компания создавала кукол этих девочек по мере их взросления, и эксперты утверждают, что именно благодаря им Кукольная компания Мадам Александр сумела выйти на передовые позиции в индустрии.
Качество
Мадам Александр с самого начала установила для своей фабрики высочайшие стандарты качества производства кукол и их одежды. Она ещё с детства помнила, какие страдания причиняют детям сломанные игрушки, но её философия простиралась дальше: «Если в детстве ребёнок играет с плохо сшитой куклой, - полагала Мадам, - то когда, эта девочка вырастет, она и в жизни будет стараться обойтись булавками, вместо надёжной иголки с крепкими нитками».
Качество кукол Мадам Александр стало настолько известным, что СМИ наградили их эпитетом «Кадиллаки кукольного царства».
Мадам требовала максимум от всех сотрудников без исключения, и в первую очередь от себя. Всегда стремясь к совершенству, Мадам Александр старалась вдохнуть в кукол жизнь.
Она была очень внимательна к деталям: разрабатывая дизайн костюмов, она часами сидела в библиотеке, изучая костюмы разных эпох и культурные особенности стран. Эта скрупулёзность касалась всего: даже нижнее бельё кукол было выполнено в соответствии с приличиями соответствующих времён.
После Второй мировой войны был изобретён пластик – новый удобный материал. Беатрис долго ждала такой материал, который бы не был хрупким и мог бы выдержать детские игры. Мадам Александр, конечно же, стала одним из первых производителей игрушечной индустрии, кто начал использовать пластик в своём производстве. Первой куклой из пластика стала Маргарет О´Брайен – портретная кукла, в образе популярной тогда детской актрисы.
В следующей части расскажем о дальнейшем успехе Кукольной компании Мадам Александр, а также о том, как компания пережила потерю своей основательницы.