Выдающаяся поэтесса Анна Андреевна Ахматова (Горенко) еще при жизни окружила себя мифами. Взять, к примеру, ее звучный литературный псевдоним, с которым связана поэтическая легенда о происхождении от потомка Чингисхана.
Наследница дворянского рода, получившая прекрасное образование, вопреки воле отца стала поэтом. В ее жизни были и успех, и творческое забвение, ей довелось стать свидетелем страшных исторических событий, пережить аресты близких.
Авторы комикса “Ахматова. 6 историй” сделали акцент на ярких эпизодах, которые балансируют на грани вымысла и реальности. Они помогают оживить мир поэтессы, почувствовать ритм ее стихов, заинтересовать и мотивировать читателя узнать о ней чуть больше.
Над сборником рисованных историй работали сценарист Деннис Двински и художник Аскольд Акишин, уже ставший легендой российского комикса. Автор идеи — Андрей Дроздов, руководитель центра комиксов SMART-библиотеки имени Анны Ахматовой.
Книга начинается рассказом о десятилетней Анне, которая придумала мистическую историю о “мертвых сестрах”, сменяется кадрами из поездки в Херсонес в 1902 году, упоминаниями первых поэтических опытов.
Весь сборник выполнен в черно-белой графике, шрифты стилизованы под рукописные, сценарий дополняют фрагменты из стихотворений Ахматовой.
Ахматова осталась в истории не только как поэт, но и как потрясающая женщина, муза Николая Гумилёва и Амадео Модильяни.
Вторая глава посвящена истории любви Ахматовой и Гумилёва, их знакомству, встречам и расставаниям.
В третьей авторы рассказывают о взаимоотношениях Ахматовой и Модильяни. Они встретились во время ее с Гумилёвым медового месяца в Париже в 1910 году. Неизвестно, сколько рисунков сделал тогда Модильяни и где они сейчас, но с одним из них Ахматова никогда не расставалась.
Четвертая глава получилась очень насыщенной в плане событий: литературный успех, рождение сына Льва, загадочная история о потерянном кольце древней принцессы, которое Николай Гумилёв привез Анне в подарок из экспедиции, революции, войны, расстрел Гумилёва.
Пятая глава — о непростых отношениях Анны Андреевны с сыном Львом, о его арестах, ее письмах и ожидании. 17 месяцев она приходила к стенам тюрьмы “Кресты”. “...здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов”. В 2006 году просьба из поэтического завещания Ахматовой была исполнена: напротив “Крестов” ей установили памятник.
Последняя глава — о жизни поэтессы в эвакуации в Ташкенте во время Второй мировой войны. Она старалась передать всем вокруг частичку своей несгибаемой воли, никому не отказывала в помощи и с чувством и достоинством читала стихи раненым, как когда-то посетителям богемного кафе “Бродячая собака”.
В эвакуации “Фаина Раневская варила ей картошку, когда Анна болела, граф Алексей Толстой приносил котлеты, которые она щедро раздавала до последней… А Елена Сергеевна Булгакова, хоть сама пила чай с чёрным хлебом, всё старалась принести какой-нибудь гостинец”.
Финальный кадр сборника, на мой взгляд, напоминает знаменитый портрет, созданный Н. Альтманом (1914). Аскольд Акишин словно переносит тот, альтмановский, портрет во времени, показывая, как бы выглядела поэтесса почти тридцать лет спустя. По-прежнему величественной и одновременно хрупкой, несломленной обрушившимися на нее бедами.