Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Carlo Domeniconi, интервью

Время самоуничижительной «классической» гитары прошло. Настало время увидеть гитару такой, какая она есть на самом деле: сильный, звучный инструмент с богатыми красками, который не знает себе равных.

Этот смелый манифест можно найти на домашней странице композитора и гитариста Карло Доменикони. Цитата эффективно суммирует его музыку, которая полна красок: иногда тихо шепчущая, иногда доблестно и громко говорящая, всегда находящаяся в изменчивой обстановке, где красивые спокойные пассажи быстро превращаются в захватывающие каскады нот, вдохновленные турецким макамом или рагой индийской классической музыки; плюс разнообразие странных звуков, выбранных из набора инструментов гитарного модернизма.

Для большинства из нас имя Domeniconi сразу напоминает «Koyunbaba» — произведение 1985 года, ставшее одним из самых исполняемых произведений в современном гитарном репертуаре. По словам автора, название имеет два значения: дикий и отдалённый регион на юго-западе Турции, который, как считается, обладает определенными магическими свойствами, а также имя средневекового турецкого святого. Дословный перевод «отец овец», или пастух. Коюнбаба — модальная композиция, вдохновленная турецкой народной музыкой, и, услышав её, многие склонны связывать Доменикони только с подобным синтезом западной и турецкой музыки — хотя это лишь один аспект его разностороннего творчества.

Buddha´s Smile, Carlo Domeniconi 2013 (youtube)

Действительно, его послужной список включает в себя более 150 произведений — большую часть музыки для гитары соло, а также гитарные дуэты и некоторые произведения, написанные для гитарного квартета LAGQ. В нескольких других ансамблевых композициях гитара занимает видное место среди других инструментов, есть также струнные квартеты, произведения для большого оркестра и музыка для саз (разновидность лютни, часто используемая в турецкой и курдской музыке).

И хотя турецкое влияние проявляется в различных композициях, Доменикони также исследовал множество других разнообразных музыкальных традиций, включая индийскую и арабскую музыку, а также латиноамериканскую, испанскую и английскую, поэтому он, конечно, не только смотрит на Восток, чтобы найти вдохновение. В «Toccata in Blue» есть несколько фраз, которые дышат джазом и блюзом, и сходство названия с «Rhapsody in Blue» Джорджа Гершвина вряд ли является совпадением.

Иногда Доменикони исследует музыкальное мышление и воображение другого композитора, а затем позволяет духу этого художника проникать в его собственные творения. Таким образом появляются такие пьесы, как «Gesualdo» (вдохновленная беспокойным, но талантливым итальянским композитором эпохи Возрождения Carlo Gesualdo), «Studies for the Spirit» (находящиеся под сильным влиянием французского композитора Оливье Мессиана) и «Hommage a Jimi Hendrix» (титан электрогитары конца 1960-х).

Можно даже сказать, что здесь есть сходство с мексиканским композитором Мануэлем Понсе, который писал гитарную музыку, вдохновленную стилистическими особенностями разных эпох, такую как «Sonata Classica» и «Sonata Romantica», не говоря уже о его Сонате a-moll, где он непосредственно попытался воссоздать язык композитора и лютниста эпохи барокко Сильвиуса Леопольда Вайса (и настолько удачно, что некоторые были уверены, что это действительно сюита XVIII века).

Доменикони родился в 1947 году в городе Cesena на северо-востоке Италии. Его первым учителем была Carmen Lenzi Mozzani, внучка знаменитого мастера Luigi Mozzani, который в 1938 году создал инструмент, на котором Доменикони в основном играет и по сей день.

Он изучал классическую гитару в «Conservatorio Rossini» в Pesaro, а затем переехал в Берлин, где также учился сочинению. В то время то, что тогда называлось Западной Германией, приветствовало многих гастарбайтеров из Турции, и именно благодаря контакту с этим сообществом пробудился интерес Доменикони к турецкой музыке.

В 1977 году он переехал в Стамбул и основал первый курс гитары в городской консерватории. Он уехал в 1980 году, но часто возвращался в качестве приглашённого учителя.

Он вернулся в Германию и с тех пор был активным педагогом, в дополнение к его очень продуктивной жизни как композитора и по-настоящему хорошего гитариста.

Доменикони выпустил несколько альбомов с собственной музыкой, и среди многих гитаристов, которые записали его работы, вы найдете знаменитые имена, такие как John Williams, Xuefei Yang, Aniello Desiderio, David Russell, Dale Kavanagh и Celil Refik Kaya.

Ваша игра и сочинение иногда выходят за пределы того, что можно считать возможным на гитаре. Что вы думаете об этом и как смотрите на гитару в целом — чего можно достичь с ней, и каковы сложности для такого тихого инструмента, как гитара с нейлоновыми струнами?

Что вы подразумеваете под «выходом за пределы»? Я действительно так делаю? Не уверен в этом! Но я думаю, что эта самая «тихая» гитара имеет возможность прикоснуться к душе совершенно особым образом. Это и есть на самом деле то, что я пытаюсь сделать.

Вы заявляли, что стремитесь к «музыке Земли», объединяя влияния разных традиций. Считаете ли вы музыку универсальным языком и может ли она способствовать формированию более глубокого опыта и понимания существования и человечества?

Музыка — это очень важный аспект нашей жизни! Люди во всем мире говорят на разных языках и делают музыку разного звучания. Однако у нас есть что-то общее: физика или, что лучше, обертоны. Это общая точка. Сегодня обычный способ смешать всё — например, Восток с Западом — производит пустую музыку. Вклиниться в другую культурную область —очень чувствительная работа, которая требует большого уважения и глубоких знаний. Только так мы и можем развиваться. Только так мы сможем действительно собраться вместе.

Мы живем между культурами, и желание сочетать музыкальные традиции сегодня вполне естественно. Чтобы сделать это успешно, мы должны вернуться к корням традиций. Например: легко объединить восточную музыку с западной старинной музыкой, в которой гармоническое развитие не является центральным местом.

Я стараюсь впитывать музыку разных традиций, тщательно изучая их структуру и самобытность, читая, путешествуя и пытаясь понять технику игры, философию, связанную с такими инструментами, как, например, саз или уд.

Как вы используете альтернативные настройки? Какие требования предъявляются к технике игры?

«Обычная» настройка хороша для любой музыки, где нужна испытанная гармоническая система I-IV-V-I. Струны настроены так именно по этой причине. Итак: G — тоника, D — доминанта к G, A — доминанта к D, а E — доминанта к A.

Эта настройка не имеет никакого смысла для других звуковых систем (модальных, свободных тональных, атональных и так далее). Поэтому мы меняем настройку, чтобы добиться лучшего воспроизведения и звука. В Koyunbaba рекомендуется настройка C # -G # -C # -G # -C # -E.

Я использую много техник, взятых из всех стилей игры на гитаре, многие из которых не преподаются в консерватории (фламенко, латиноамериканская музыка, блюз, рок и так далее). В некоторых случаях исполнителю рекомендуется посоветоваться со мной лично, и так делают некоторые гитаристы.

Нужно ли каким-либо образом менять конструкцию гитары, чтобы соответствовать требованиям новых музыкальных произведений?

Что касается конструкции, гитара может оставаться неизменной... Это исполнитель должен измениться!

Как выглядит процесс сочинения? Вы работаете с гитарой в руках? На компьютере? Это логический процесс или больше интуитивный? Где вы черпаете вдохновение?

Что за вопрос! Конечно, я сочиняю с моей любимой гитарой в руках! Мне просто нужен звук, чтобы получить правильную энергию. Откуда мне черпать вдохновение? Иногда я думаю, что знаю это, иногда нет!

Одна из ваших работ, которую я нахожу по-настоящему замечательной и трогательной — Chaconne (по мотивам знаменитой Чаконы Баха, BWV 1004). Это похоже на современный комментарий к работе Баха, и оно углубляет понимание и опыт этого, но это — выдающаяся, превосходная собственная пьеса. Как вы пришли к такой идее: использовать чакону Баха как своего рода отправную точку или матрицу для вашей композиции?

Каждая транскрипция Chaconne представляет серьёзные проблемы. Моя идея состояла в том, чтобы увидеть, что произойдет, если мне не придётся беспокоиться о стиле, правилах контрапункта и так далее. Это происходило так: упиваться чистой анархией.

Аранжировка Ferruccio Busoni для фортепиано в четыре руки нарочно не соответствует правилам времён Баха. Моя чакона делает огромный шаг вперед, игнорируя даже ноты. Единственное, что осталось от оригинала — это узнаваемая форма.

Вы регулярно исполняете свою собственную музыку на сцене.

Да. Я думаю, что это самая естественная вещь — играть собственную музыку.

Я так понимаю, что импровизация — это самая важная для вас вещь. Почему это так? Сколько времени вы проводите, импровизируя на гитаре?

Да, импровизация — очень важная часть моей музыки. Почему? Потому что я думаю, что импровизация даёт лучший баланс между композитором и инструментом. Я импровизирую в основном на концертах.

У вас есть какие-нибудь советы для серьёзных гитаристов?

Много. Но позвольте мне сказать это в одном предложении: выбирайте свою музыку с большим уважением к гитаре. Только если музыка подходит вашему инструменту на все 100% и вашим способностям, у вас есть шанс передать что-то духовное.

По материалам статьи (англ.).

Читайте также: