Многие думаю, что аренда автомобилей это просто, взял машину, посадил водителя и получаешь деньги, это не так и почему не так я сейчас расскажу.
Расчёт. Берём средний вариант (рио, солярис, рапид).
Если у Вас есть нная сумма денег которой хватает (Вариант А), то можно вложить и купить автомобиль, для начала эконом класса. Плюсы: нет переплаты по процентам, для водителя можно сделать более свободный график, нервы спокойней. Минусы: первый автомобиль могут разбить, угнать, сломать, на этом бизнес закончится.
Если сумма сбережений не большая, то можно взять в кредит (Вариант Б). У этого способа есть так же свои достоинства и недостатки. Плюсы: низкий порог для входа, обязательное страхование (КАСКО) поможет в случае угона или тотала, более быстрое развитие при грамотном планировании. Минусы: в случае форсмажёра всё равно нужно платить, машину могут забрать при длительной не оплате (т.к. она в залоге), нельзя просто поставить автомобиль и сделать себе отпуск или выходной, машина должна работать каждый день 30 дней в месяц, 365 дней в году.
Если денег нет совсем, есть вариант С, не каждый будет так рисковать, но упомянуть его стоит. Первоначальный взнос для автокредита можно снять с кредитной карты или взять небольшой потребительский кредит. То есть берём мини кредит, используем его как первоначальный взнос для автокредита. Плюсы такие же как в варианте Б. Минусы: прибыль с автомобиля мизерная, есть риск уйти в минус сразу по двум кредитам, в случае форсмажёра платить надо больше поэтому и больше риск прогореть.
А теперь кратко расчёты по всем трём вариантом на примере эконом класса (Новый киа рио или солярис или рапид в минимальной комплектации на автомате):
- Цена автомобиля 850 т.р.
- Дополнительные расходы: осаго 6-10 т.р. маяк - 10 т.р., лицензия такси - 4 т.р., парктроник - 5 т.р., чехлы - 7 т.р. Оклейка 3 т.р., регистрация 2 т.р. Всего: 37-41 т.р. Разовые траты.
- Налог на ТС - 5-7 т.р. в год. Налог для ведения деятельности ИП 36 т.р. + 18 т.р. патент. Всего: 59-61 т.р. в год, 118-124 т.р. за 2 года
- ТО 2,5 т.р. в месяц (30 т.р. в год), доп расходы (мелкие поломки, мелкие аварии) 3 т.р. в месяц(36 т.р. в год). Всего 66 т.р. в год, 132 т.р. за 2 года
Средняя стоимость аренды автомобиля эконом класса 1500р в сутки при графике 7/0, т.е. 45 т.р. в месяц.
Вариант А(свой автомобиль):
Цена автомобиля 850 т.р.
Всего за два года использования личного автомобиля в такси Вы отдадите 1137 т.р. примерно, включая стоимость покупки самого авто.
В идеальной ситуации за эти два года автомобиль принесёт 1080 т.р. и отобьётся почти на 100%. (45*24=1080 т.р.)
.
Простой, риски форсмажёр, исходя из личного опыта, на это надо закладывать 20% дохода, половину из которого желательно откладывать, остальное удёт на простой. Таким образом при нормальном развитии событий мы получаем 1080-216=864 т.р. более реальную цифру. Так как расходы в год у нас составляют 125 т.р., то за 3 года получаем 1134+125=1259 т.р.(вся сумма расходов), таким образом при более реальном развитии событий окупаемость автомобиля с учётом расходов приближается к 3 годам.
Остаточная стоимость автомобиля 500 т.р. Итого вложили 850, получили 850+500=1350 т.р. (58% за 3 года или 19,3% годовых)
За всё это время мы рискуем всеми деньгами вложенными в автомобиль. Положив деньги в банк мы получим меньше, около 6%, но и рисков будет в разы меньше, при этом ничего не требуется делать.
Вариант Б (кредит):
Цена автомобиля 850 т.р. Перв. взнос 20%, 170 т.р. Перв. расходы около 40 т.р. Всего затрат 210 т.р.
Переплата за автомобиль в кредит за 3 года при ставке 12% годовых составит 246 т.р.(без учёта страхования жизни, о нём отдельно). Полная стоимость автомобиля у нас получается 1090 т.р.
Расходы в месяц: (59+66)/12=10,4 т.р. + 26 т.р.(платёж по кредиту)=36,4 т.р.
В идеальной ситуации доход в месяц составляет 45 т.р.
Прибыль составляет: 45-36,4 = 8,6 т.р.
Окупаемость первоначального взноса и перв. расходов 210/8,6 = 24 месяца, то есть 2 года.
Итого: 8,6*12=103,2. 103,2+500 т.р. (остаточная стоимость автомобиля) = 603,2 т.р. (287% за 3 года или 95,6% годовых)
.
Простой, риски форсмажёр, исходя из личного опыта, на это надо закладывать 20% дохода, половину из которого желательно откладывать, остальное удёт на простой. Таким образом при нормальном развитии событий мы получаем реальный доход 39 т.р.
Прибыль составляет: 39-36,4=2,6 т.р. в месяц
Окупаемость первоначального взноса и перв. расходов 2,6*36=93 т.р. 210-93=117 т.р., 117 т.р./36,4 = 3,2 месяца + 36 месяцев = 39,2 месяца
Остаточная стоимость автомобиля 500 т.р. Итого вложили 210, получили 500 за 39 месяцев. (238% за 3,3 года или 72% годовых). За всё это время мы рискуем только первоначальным взносом. Положив деньги в банк мы получим меньше около 6%, но 6% годовых и 72% годовых разница налицо.
Вариант С (двойной кредит):
Цена автомобиля 850 т.р. Перв. взнос 20%, 170 т.р. Перв. расходы около 40 т.р.
Перв. взнос берём, как пример, с кредитной карты, а это в среднем 25% годовых. (170 т.р.*25%)*3 года= 127,5 т.р. переплата за три года, её мы закладываем в расходы.
Всего вложений 40 т.р. на подготовку автомобиля и 127,5 т.р. на переплату по кредитной карте, итого: 167,5т.р.
Доход 45 т.р.
Расходы в месяц: (59+66)/12=10,4 т.р. + 26 т.р.(платёж по кредиту)=36,4 т.р. + 4,7 (платёж по кредитной карте если мы хотим рассчитаться в теч.трех лет) = 41,1 т.р.
10% закладываем на форсмажёр (больше мы просто не можем себе позволить) это 4,5 т.р. Общий расход 41,1+4,5=44,6, округляем 45 т.р.
За 3 года мы выкупаем автомобиль, а проценты по кредитной карте платим со своих личных денег или других сторонних доходов.
Остаточная стоимость автомобиля 500 т.р. Итого вложили 40+127,5=167,5 т.р.,а получили 500 за 36 месяцев. (299% за 3 года или 99,66% годовых). За всё это время мы рискуем только 40 т.р. потраченных на оборудования автомобиля, и суммой которую придётся погасить по кредитной карте, а это 170(основной долг)+127 т.р. (проценты по кредитной карте). Всего 337 т.р. Риск больше чем в варианте Б, денег на форсмажёрные ситуации и простои автомобиля отложено меньше в 2 раза, но и доход больше! Плюсы, можно зайти практически без денег, минусы самый высокий риск.
Краткие выводы:
Исходя из расчётов: брать свой новый автомобиль в варианте А НЕ выгодно, потенциальный % дохода лишь в 3 раза превышает доходность по депозитам в банке, при этом геморроя вы получаете значительно больше. Существенный плюс при этом, это возможность продать автомобиль в любой момент и выйти из этого "бизнеса".
Более менее приемлемый вариант Б, вложение 20% перв. взноса и покупки автомобиля в кредит, при плохом развитии событий потери не велики, при хорошем прибыль компенсирует нервотрёпку.
Вариант С для нищебродов и экстремалов, а точнее когда это всё присутствует в одном лице. Так как сумма рисков больше, простоя автомобиля допускать практически нельзя, а так же любая форсмажёрная ситуация или более менее крупная поломка поставит вас в тупик и вынудит расстаться с автомобилем, при этом необходимость гасить долг и проценты по кредитной карте ни куда не пропадут. К слову сказать этим вариантом я так же частично воспользовался при покупке двух автомобилей, о чём до сих пор жалею. Автомобили же купленные с 20% взносом уже приносят доход.
В след. статьях: Страхование жизни при автокредите и как им воспользоваться.
Подготовка автомобиля к работе в такси, от маяка до лицензии такси(личный опыт).