Найти тему

Страшные сказки Севера. Доотам и Дотот - кетские лесные дьяволы

Кеты. Один из малых - а если честно, вымирающих - народов российского Севера, когда-то облюбовавший земли по берегам Енисея. Сейчас их осталось чуть больше тысячи. Раньше кетов называли "енисейскими остяками" и не принимали всерьез. Когда до них добрались учёные, было поздно: некогда многочисленный и самобытный этнос потерял земли и влияние и доживал свой век в убогих селениях по берегам Енисея. А ведь они - настоящие "инопланетяне" даже в сравнении с другими удивительными народами Сибири. Их происхождение по сей день остаётся загадкой; кетский язык, умопомрачительно сложный и предлагающий оригинальную модель описания реальности, не имеет ни аналогов, ни родственников на нашей планете. Кеты - едва ли не единственный из северных народов, кто породил собственную философию; их сказания по духу чем-то напоминают японские и китайские и учат ничего не бояться, сохранять невозмутимость в любой ситуации и побеждать врага, каким бы сильным он ни казался. Любая нечисть для кетов - такое же явление природы, как дикие звери или капризы погоды. Наши сегодняшние чудовища - сверхъестественные лесные бабы по имени доотам и их самцы, известные как дотот, тоже не вызывали у кетов особого трепета: они при необходимости умели справляться и с ними.

Кеты в прошлом и в наши дни. Поселок Келлог - один из немногих, где до сих пор живут представители этого народа
Кеты в прошлом и в наши дни. Поселок Келлог - один из немногих, где до сих пор живут представители этого народа

Кеты полагали, что эти создания в целом разумны: строят жилища, живут семьями, рожают детей, охотятся и рыбачат - но при этом остаются представителями потустороннего мира. Считалось, что больше всего бед приносит людям, ушедшим в лес (кеты, береговые жители, тайги побаивались), именно доотат. Как она выглядит, судить сложно - но, похоже, тварь эта внешне похожа на человеческую женщину, равно как и ее "супруг" дотот напоминает человеческого мужчину.

Однако, подобно другим сверхъестественным сущностям, она способна при желании предстать кем угодно - хоть животным, хоть человеком.

Доотат в обличье филина
Доотат в обличье филина

Но все же прятаться она не любит и не хочет; более того, о своем приближении доотат сообщает характерными криками из чащи; к слову, даже в наши дни те, кто часто бывают в тайге, признаются, что слышали леденящие душу вопли, издаваемые неизвестно кем... Кроме того, если доотат вознамерилась "поразвлечься" с людьми, она принимается отвечать на звуки, которые те производят. Тюкнул, скажем, человек топором и услышал из леса такой же звук, вовсе не похожий на эхо - значит, нечистая рядом и готовит какую-нибудь пакость. Поэтому у кетов существовало табу: находясь на промысле в лесу, шуметь нельзя! Все, что может греметь, по возможности оборачивали чем-нибудь мягким или старались использовать как можно реже. К слову, такой же запрет издревле действовал едва ли не у всех северных народов...

Ещё одно развлечение доотат - обернуться зверем и издеваться над охотниками, уворачиваясь от их оружия. Или заявиться к костру под видом человека, а потом всех убить. В одной кетской сказке два брата отправились в лес и почти сразу столкнулись с тем, что сегодня назвали бы паранормальной активностью. Сначала они вдвоем не могли подстрелить одну несчастную белку; поздно мужчины поняли, что из дразнила доотат. Уже ночью, когда они развели костер, к нему внезапно подошла жена младшего брата. Старший понял, что дело плохо, но младший был словно загипнотизирован и бурно радовался появлению супруги. Через какое-то время старший брат отошёл, чтобы нарубить ещё дров, и, вставая с места, в неверном свете пламени увидел, что у ночной гостьи во рту не зубы, а клыки. Однако младший и слышать ничего не желал. Старший было успокоился, решив, что ему померещилось со страху - но, ударив топором по дереву, он услышал потусторонний крик и окончательно убедился, что у их очага сидит что угодно, но не человек. И действительно, вернувшись, охотник обнаружил, что таёжная мерзость уже доедает его брата; лишь знание особых приемов помогло смельчаку справиться с врагом. 

Порой против доотат помогала хитрость - но тут требовалась та самая кетская невозмутимость, какой позавидовали бы и самураи. Рассказывают, что как-то раз в жилище у двум женщинам с детьми явилась доотат и потребовала еды. Одна из них поняла, что надо спасаться бегством, другая же оцепенела от страха... Смелая кетка сделала вид, что отправилась за снедью, вышла из землянки - и уже через несколько минут услышала жуткие крики.

Доотат проникает в человеческое жилище
Доотат проникает в человеческое жилище

Вернувшись, она увидела, что ее товарка и малыши растерзаны, их кишки намотаны на очажные палки, а головы брошены в огонь. Она бросилась за подмогой... Удивительно, но подоспевший муж погибшей и бровью не повел. Он даже завел с падкой на общение с людьми дьяволицей доотат разговор и попросил у нее помощи: мол, подойди к огню, помоги мне сделать клей для лыж. Та долго отнекивалась, но в итоге согласилась - и, разумеется, безутешный мужчина толкнул ее в огонь. "За жену свою наказываю", - коротко сказал он.. 

Надо сказать, что кетский фольклор вовсе не такой кровавый, как может показаться. Так, он знает и похабное объяснение того, почему на самом деле кричат и безобразничают доотам. «Они хотят спать с мужиками», - простодушно объясняют обитатели берегов Енисея. Известна легенда, согласно которой однажды некий мужчина по имени Куньт, славившийся своей безудержной половой силой, объявил, что готов лично удовлетворить всех демонических женщин (напоминает европейские истории про суккубов, правда же?), лишь бы они перестали вопить и пугать народ. Тогда к нему явились семь доотам – но первую же из них он оприходовал так яростно, что от ее визга даже упал стоявший неподалеку чум. Остальные демоницы не рискнули отдаться сексуальному богатырю Куньту, на что тот злорадно заметил: «Испугались? А ведь сами хотели!» С тех пор, гласит предание, доотам не кричат – по крайней мере, в той местности.

Впрочем, Куньту очень повезло: отношения с таежной нечистью чаще всего до добра не доводят, а обычное оружие этих существ не берет. Более того, попытки убить их ординарными способами заканчиваются плачевно. 

Человека, который ведет себя спокойно, лесное чудище может и не тронуть - рассказывают, что как-то раз доотам даже помогла охотнику. Его товарища задрал медведь, но тут вмешалась дьяволица и убила зверя - правда, и сама пострадала в схватке. Выживший кет перевязал спасительнеце раны, и та в благодарность не только не тронула его, но и отдала половину медвежьей туши, а позже вознаградила человека шаманским даром. 

Но если человек по своей воле нападет на доотам или дотот, его ждёт расправа - быстрая и безжалостная. В сказках упоминается такой случай: двое охотников поплыли на лодке и сели на мель из-за того, что в речке рыбачил старик-дотот. Один из мужчин, несмотря на предупреждения друга, пустил в нечистого стрелу – и тут же поплатился: дотот схватил стрелка за шкирку и в одно движение свернул ему шею. После этого монстр зажарил убитого на костре и с аппетитом сожрал, заставив оставшегося в живых смотреть на это. Избавиться от дотота бедолаге удалось только с помощью пальмы (пальма - это кетское охотничье оружие, массивный нож на длинной рукояти, ударение на последний слог), которую он забил обидчику колотушкой в задницу. Да и то тварь, умирая, умудрилась перебросить его через реку. А когда в селение пришла доотам, жена дотота, на нее пришлось ставить специальную ловушку: хитрые кеты согнули две лиственницы, приделали к ним петли – и бросили на пути монстра. Тот наступил в петли лапами, деревья разогнулись и разорвали его напополам. В другой сказке агрессивного дотота уничтожили, вылив на него полный котел кипятка и потом столкнув в огонь. Но самые экзотичный способ расправиться с доотам и ее муженьком – железное оружие, измазанное собачьими экскрементами: кеты почему-то считали, что этот «ингредиент» способен придавать предметам магическую силу. И все же главным способом победить доотат была хитрость, свойственная роду человеческому и совершенно незнакомая его соседям по планете. Так, порой чудовища ловили людей и запирали в своих жилищах, чтобы откормить и потом съесть. Но подчас ловкость, навыки выживания и редкая беспринципность неизменно помогали пленникам освободиться и отомстить злодеям. Увы, все это не спасло кетов от поглощения окрестными народами; а ведь сложись тысячу лет назад их историческая судьба иначе, они могли бы создать уникальную цивилизацию, ничуть не хуже тех, что ныне правят миром...