С начала 20 века, Япония стремительно росла как великая держава, как в Азии, так и в мире. В Стране восходящего солнца развивалась экономика, возрастала военная мощь, строился сильный флот в Тихом океане. Япония до 1939 года, не потерпела ни одного военного поражения и вела активную захватническую политику.
К 1939 году существовало несколько государств, которые находились под контролем Японии. Корея, которая оказалась в сфере влияния японцев с 1905 года и Маньчжоу-Го с 1932 года. В 20-х годах шло массовое заселение японцами Квантунской области и Маньчжурии. В 1931 году в Квантунской области проживали около 800 тысяч японцев, и еще 200 тысяч в Маньчжурии.
В 1932 году главой правительства в Маньчжоу-Го стал последний китайский император Пу И. В 1924 году, император бежал из императорского дворца при помощи японской разведки. Побег был связан с буржуазно-демократической революцией в Китае.
Формально власть принадлежала верховному правителю, он же являлся главнокомандующим «национальных вооруженных сил». Также верховный правитель назначал министров в государственный совет и чиновников на различные посты.
На самом деле власть в Маньчжоу-Го принадлежала полномочному послу Японии в Маньчжоу-Го. Он же был и главнокомандующим Квантунской армией. Ему подчинялись все японские офицеры в армии Маньчжоу-Го и все японцы, занимавшие любые различные должности в правительстве и местных органах власти. К концу 1932 года в правительстве Маньчжоу-Го, находились подготовленные в Токио, около 3000 заместителей и советников-японцев, которые и правили государством Маньчжоу-Го. С этого момента Япония стремительно начинает колонизировать Манчжурию и берет под контроль все сферы деятельности.
Прежде всего, Япония стягивает в Манчжурию свои военные силы. К началу 1933 года здесь находится армия в количестве 100 тысяч человек. Из местного населения формируются «Национальные вооруженные силы» их количество примерно 75 тысяч. Во главе воинских соединений стояли японские офицеры.
В Манчжурии вводится японская печать большинство журналов и газет выходят на японском языке. В кинотеатрах показывают боевики, которые прославляют «непобедимую» японскую армию. Дети в школах изучают историю Японии, им навязывается дух антикоммунизма и ненависть к советскому государству.
Сельское хозяйство Маньчжурии давало значительные урожаи ячменя, сои, кукурузы, риса, сорго и пшеницы. Кустарная и фабричная промышленность выпускала высококачественный шелк, который был важным продуктом китайского экспорта. Маньчжурское скотоводство насчитывало до 15 миллионов голов крупного рогатого скота и давало большой объем своей продукции на экспорт. Маньчжурия также экспортировала строевой лес. С момента оккупации японские власти начинают вывозить из Манчжурии различные природные ресурсы и продукты промышленности.
Рыбные ресурсы Маньчжурии, особенно на побережье Желтого моря и в Бохайском заливе, позволяли ежегодно вылавливать и отправлять на экспорт десятки тысяч тонн рыбы и других морепродуктов. Только в 1930 году стоимость улова достигла 3 миллиона китайских долларов.
На основе развитого сельского хозяйства, лесного и рыбного промыслов в Маньчжурии развивались предприятия по переработке продукции этих отраслей. Они производили бобовое масло и жмыхи, спички, строительные лесоматериалы, бумагу, посуду и др.
В Маньчжурии начала создаваться военная промышленность. Один из крупнейших военных арсеналов Китая находился в Мукдене. Там работало более 9 тысяч рабочих. Арсенал производил ремонт различных систем артиллерийского и стрелкового вооружения, выпускал боеприпасы, инженерно-саперный инструмент.
Экономика страны под вмешательством Японии, начала быстро развиваться. Так, за 1936 год в Маньчжурии было выплавлено 850 тысяч тонн чугуна, 400 тысяч тонн стали, добыто 11 700 тысяч тонн угля, 145 тысяч тонн синтетической нефти, 4 тысяч тонн алюминия. Среди продовольственных культур произведено: риса - 337 тысяч тонн, пшеницы -966 тысяч тонн, бобовых - 4201 тысяч тонн, хлопка - 15 тысяч тонн.
Рассматривая Манчжоу-Го как зависимое государство, можно сказать, что к началу событий на Реке Халхин-Гол Япония имела надежный, экономически развитый регион. Здесь долгое время японские власти сосредотачивали свои военные силы, этим самым превращая его плацдарм для наступления на Монгольскую Народную республику.
С начала 30-х годов японские власти вынашивали планы вторжения и оккупации Монгольской Народной Республики.
С 1935 года начинаются военные столкновения. Японо-манчжурские отряды нападают на монгольские погранзаставы. В результате этих нападений японские отряды продвигаются за пределы границ МНР.
В ответ на это 12 марта между СССР и МНР был подписан протокол о взаимной помощи, а еще ранее, 1 марта, Сталин заявил американскому журналисту Рою Говарду: «В случае если Япония решится напасть на Монгольскую Народную Республику, покушаясь на ее независимость, нам придется помочь Монгольской Народной Республике…». По этому протоколу в Монголию отправляются войска советской армии.
Несмотря на это, Япония продолжала нападения, и готовилась к большому наступлению на Монголию. С января 1939 года японцы начинают изучать местность, составляют карты, совершают полеты на территориях Монголии и продолжают провокационные обстрелы монгольских отрядов.
Район у реки Халхин-Гол был выгоден японским войскам. Во-первых, он был уязвим для японского наступления. Как пишет А. Широкорад «Командование Монгольского пограничного корпуса проявило беспечность и разгильдяйство. Маньчжурская граница за рекой Халхин-Гол фактически не охранялась, да и на южной стороне реки не было стационарных постов наблюдения. Комсостав 57-го особого корпуса охраняемого района не изучал».
Во-вторых, этому району со стороны Маньчжурии вели две железные дороги: одна (бывшая КВЖД) проходила в 125 километрах от указанного района, другая вела из Солуни на Ганьчжур. Ближайшая станция этой дороги находилась в 60 км от намеченного района боевых действий.
Выбрав район будущих боевых событий, японское командование готовилось к большому наступлению. К границе стягивают войска, технику в Манчжурии строятся аэродромы.
К лету 1939 года в Манчжурии было сконцентрировано 350 тысяч солдат и офицеров, более 1000 орудий, 385 танков и 355 самолетов. На границах с МНР было построено 11 укрепленных районов.
Обладая мощной армией и плацдармом в Маньчжурии, Японское командование готовилось к осуществлению своих далеко идущих планов: захват МНР для нанесения последующего удара по направлению озера Байкал, изоляцию и захват Дальнего Востока, а затем Сибири и других районов СССР.
Источник: Широкорад А. Б. Япония. Незавершенное соперничество. — М. : Вече, 2008.