Из цикла «Русская Арктика – история подвига»
История отечественных полярных станций насчитывает более 100 лет.
В соответствии с программой Первого Международного полярного года, который проходил с 1 августа 1882 года по 1 августа 1883 года Российская империя должна была организовать две полярные станции на своей территории.
Первая русская полярная станция Малые Кармакулы на островах Новой Земли, действующая и в настоящее время, была открыта в 1877 году.
Современная полярная станция «Малые Кармакулы» насчитывает 19 человек взрослого населения, из которых семь являются работниками полярной станции. Имеет медпункт и рацию с помощью которой поддерживает связь с поселком Амдерма, и с некоторыми промпунктами; Гусиная, Обседья, Большие Кармакулы, Карелка, Пуховая, на которых проживает 14 человек.
Вторую полярную станцию обустроили на острове Сагастырь, в дельте реки Лены.
Начальником Ленской станции Полярная комиссия Русского географического общества 30 сентября 1880 года избрала поручика корпуса флотских штурманов Николая Даниловича Юргенса.
В состав экспедиции вошли доктор медицины, естествоиспытатель и впоследствии известный полярный исследователь А.А. Бунге и пятеро служителей.
7 августа 1882 года, спустя почти восемь месяцев после начала путешествия, экспедиция достигла южного берега острова Сагастыр. 11 августа начали строить дом. Работы велись круглосуточно и 19 августа, за день до назначенного срока, начались метеорологические наблюдения. С этого момента их проводили каждый час в течение двадцати двух месяцев.
26 июня 1884 года работа на полярной станции была завершена. Участники экспедиции на шлюпках покинули остров.
14 июля они достигли села Булун, где пересели на пароход «Лена»,
19 августа прибыли в Якутск, а оттуда отправились в столицу.
В дореволюционной России было всего 8 полярных станций. Большинство из них организовали для обслуживания судоходства в устьях Оби и Енисея.
В 1906 году открылась станция на реке Енисей в Дудинке, в 1913 году — в Карское море на Югорском Шаре, в 1914 году — в Марре-Сале на полуострове Ямал и на мысе Болванский Нос острова Вайгач, в 1915 году —две станции на острове Диксон и в 1916 году — две станции на мысе Дежнева.
Открытую в 1906 году полярную станцию в Дудинке на реке Енисей, в 1918 году дополнила радиостанция, построенная на вершине скалы. В 1920 году станция была перенесена в село, а в 1933 году была преобразована Иваном Папаниным в полярную обсерваторию.
Сейчас на мысе находится радиометеороло-гический центр, в котором зимуют 8-10 человек.
Полярная морская гидрометеорологическая станция второго разряда Югорский Шар была открыта в 1913 году на берегу у восточного устья пролива Югорский Шар в трёх километрах от Карского моря, между мысами Лакорзали и Яроссель.
В навигацию 1911 года из Архангельска туда отправилась почтово-телеграфная экспедиция на пароходе «Веспасиан», арендованном Отделом торговых портов Министерства торговли и промышленности, для выбора подходящей площадки под строительство будущих полярных станций.
Уже 31 августа 1913 года радиостанция Югорского Шара впервые связалась с Архангельском. 4 сентября состоялся первый сеанс радиосвязи между Югорским Шаром и островом Вайгач.
В 1926 году в новом месте – на скале для радиостанции Югорский Шар были построены новые дома. Здание радиостанции состояло из трех больших комнат. В одной размещалась радиорубка с передающей и приемной аппаратурой, в других - аккумуляторная, машинное отделение и силовое электрооборудование
На станции работал искровой 16-киловаттный радиопередатчик, установленный Русским радиотелеграфным обществом. В 1932 году оборудование обновили и установили 2-киловаттный длинноволновый передатчик Ленинградского телеграфного завода, коротковолновый Норд-К на 250 ватт, тональный длинноволновый передатчик мощностью в полкиловатта и рейдовый передатчик. Приемная часть станции состояла из круглосуточно работавших приемников ПД-4 и КУБ-4.
3 августа 1989 года станция была перенесена на полкилометра к северо-востоку, а 17 мая 1993 года закрыта.
При советской власти сеть полярных станций расширялась по мере роста транспортных операций на Северном морском пути.
Многие создавались на удаленных островах по всей Арктике.
Все полярные станции являются гидрометеорологическими, а на некоторых работают и геофизические обсерватории.
Количество станций увеличивалось особенно быстро во время проведения Второго Международного полярного года в 1932 - 1933 годах и Международного геофизического года в 1957 - 1958 годах.
Сейчас постоянно действуют около 100 полярных станций. Дрейфующие полярные станции с использованием перемещения льдов под воздействием ветра и течений для исследования природы высокоширотных районов Северного Ледовитого океана появились благодаря норвежскому полярному исследователю Фритьофу Ведель-Ярлсбергу Нансену.
Именно он впервые воплотил эту идею во время своего дрейфа на специально спроектированной парусно-моторной шхуне «Фрам» в 1893—1896 годах.
Проект основания советской дрейфующей научной станции на Северном полюсе был впервые рассмотрен в 1929 году по предложению полярного исследователя, океанолога, профессора Владимира Юльевича Визе.
Лишь в 1937 году была открыта станция СП-1.
С той поры все советские, а теперь и российские, дрейфующие станции носят название СП - «Северный полюс», каждая со своим порядковым номером.
Все дрейфующие станции «Северный полюс» организуются Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ). Станции различаются на две группы: одни, дрейфующие на тонком и недолговечном паковом льду: СП-1 - СП-5, СП-7 - СП-17, СП-20, СП-21 и другие, дрейфующие на ледовых островах: СП-6, СП-18, СП-19, СП-22.
Дрейфующие станции выполняют программу комплексных круглогодичных исследований в области океанологии, ледоведения, метеорологии, аэрологии, геофизики, гидрохимии, гидрофизики и биологии моря. Продолжение следует...
Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:
Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti
Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!