Найти тему

Карл Брюллов. Подготовка к созданию шедевра

К. Брюллов. "Автопортрет". (1833)
К. Брюллов. "Автопортрет". (1833)

Карл Брюллов написал множество прекрасных картин, однако самой масштабной, а также получившей наибольшее признание является, бесспорно, картина "Последний день Помпеи".

В июле 1827 года Карл посетил раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланума. Прежде он слышал о них от своего брата Александра.

Вот выдержки из восторженного письма последнего: "вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни, и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицей, был наполнен народом"...

И позднее: "Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его огромного жерла; они стремятся, разливаются или поглощают все встречающееся и не находят препон своему стремлению... Меж тем дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею; Помпея исчезает перед моими глазами..."

Невозможно было противиться столь пылким чувствам, и вот уже Карл, вслед за братом, приезжает в Неаполь, откуда легче всего добраться до развалин античного города.

Раскопки в Помпеях начались ещё в середине XVIII века, а потому в начале века XIX, когда город посетил Карл Брюллов, он предстал перед ним словно живой. Пепел и лава, выброшенные Везувием, сохранили город нетленным. И он, остававшийся погребенным почти девятнадцать веков, вдруг возродился, словно феникс...

Детали стен, испещренные надписями I века, колодцы, мостовая, столы, сосуды для вина - все вещи сохранились в том виде, в каком застала их трагедия. Сохранились даже отпечатки человеческих тел, иногда – целые скелеты. 

Все это, а так же многое другое увидел Карл Брюллов, бродя по городу, и постепенно ему в голову пришла идея написать полотно, которое должно было стать чем-то сродни многофигурной картине Рафаэля "Афинская школа", копию которой Карл сделал вскоре после приезда в Италию.

Рафаэль. "Афинская школа". (1511) Картина, вдохновившая К. Брюллова на собственный монументальный труд.
Рафаэль. "Афинская школа". (1511) Картина, вдохновившая К. Брюллова на собственный монументальный труд.

С тех пор художником владело тайное желание создать нечто столь же грандиозное... И вот, наконец, случай представился.

Идеальный сюжет.

Подготовку к работе Брюллов начал сразу же. Для начала он обратился к свидетельствам очевидцев. Да-да, были и такие!..

К. Брюллов. Один из первых эскизов к картине "Последний день Помпеи". (1827)
К. Брюллов. Один из первых эскизов к картине "Последний день Помпеи". (1827)

Плиний Младший, древнеримский политический деятель и писатель, подробно описал бедствие: " Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись... Огромное количество людей теснило нас и толкало вперёд. В чёрной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими..."

В те времена – в 79 году I века – никто не думал, что Везувий – это действующий вулкан. Люди полагали, что перед ними обыкновенная гора.

Очень скоро им предстояло убедиться в своей ошибке...

"Мужчины, женщины и дети оглашали воздух воплями безнадёжности и жалобами, причём кто звал отца, кто сына, кто отыскивал потерявшуюся жену; тот оплакивал собственное несчастье, другой трепетал за друзей и родных..."

К. Брюллов. Живописный эскиз к картине "Последний день Помпеи". (1827-1828)
К. Брюллов. Живописный эскиз к картине "Последний день Помпеи". (1827-1828)

Главными героями картины Брюллова стали, конечно же, последние. Внимание художника всегда привлекало благородство, внутренняя красота людей, которых он изображал... И вот, наконец, настал момент, когда художник смог излить свои чувства в большом, поистине монументальном полотне.

Перед нами – улица Гробниц.

Именно её выбрал художник для фона своей картины, говоря: "Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, без чего похоже ли было бы на пожар?"

И правда, художник не только выбрал для своей картины реально существующую улицу, но и при написании её изучил все археологические материалы, ставшие доступными после раскопок Помпей и Геркуланума, все предметы быта и украшения, найденные на месте бедствия...

К. Брюллов. Самый известный эскиз к картине "Последний день Помпеи". (1828)
К. Брюллов. Самый известный эскиз к картине "Последний день Помпеи". (1828)

Подготовительная работа длилась без малого три года. Художник сделал множество эскизов к будущей картине, и раз за разом отбрасывал их, недовольный то расположением фигур, то конфигурацией зданий. Более десяти раз менял Брюллов композицию, и лишь в 1830 году был готов начать работу на большом холсте...

(Здесь Вы сможете почитать о самой картине и о том, как приняла ее публика)

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Карл Брюллов. Две итальянки

Илья Репин. Возвращение революционера