AMERICAN LaFRANCE (Элмайра/Кливленд, США, 1910-1985,1997-2014)
Компания "Америкэн Ла-Франс" (American LaFrance) стала своеобразной авто-легендой Америки и одной из старейших автомобильных компаний Нового Света. Именно ей принадлежит честь создания наиболее крупных, мощных, эффективных и красивых пожарных автомобилей, ставших олицетворением американского пути развития пожарной техники. Все шасси для них фирма изготовляла самостоятельно, а также эпизодически выпускала грузовые и легковые автомобили.
Ее история началась в 1832 году с небольшой мастерской Джона Роджерса (John Rogers) по производству ручных пожарных насосов. В 1873 году кузнец из Пенсильвании Траксон ЛаФранс (Truckson LaFrance) основал в местечке Элмайра (штат Нью-Йорк) свою компанию аналогичного профиля. Объединившись в 1903 году, они дали жизнь фирме American LaFrance. К середине 20-х годов она выпустила более 4 тыс. пожарных машин, а также некоторое количество обычных грузовиков моделей 2R/3R/5R грузоподъемностью 2,5-5,0 т и седельных тягачей на их базе. На них устанавливали собственные двигатели и узлы трансмиссии. Следующим после R-серии были грузовики Big Chief, но их производство вскоре было передано компании LaFrance-Republic. В 1929 году фирма удивила Америку своим автомобильным двигателем V12 с углом развала цилиндров 30° и мощностью 240 л.с., который с 1931 года устанавливался на пожарные автомобили 300 Series.
Первоначально он был предназначен для мощных пожарных машин, но впоследствии его устанавливали на грузовики, автобусы, танки и даже локомотивы других фирм. Формирование компанией ряда пожарных автомобилей на собственных шасси началось в 1926 года, с 100 Series и завершилось в 1970 году гаммой 1000 Series. На автомобилях данной марки были воплощены наиболее передовые для своего времени технические и стилистические решения: смелые аэродинамические формы кабин и оперения (с 1938-60 годы), размещение двигателя рядом с водителем либо за кабиной (1939-56 годы), полный привод (1950-53 годы), применение в 1960 году на 900 Series газовой турбины мощностью 330 л.с. концерна "Боинг" (Boeing).
Одновременно c этим American LaFrance часто признавали излишне консервативной: например, от цепного привода ведущих колес она отказалась лишь в 1935 году, а первый дизель использовала только в 1965 -м. В середине 50-х незаметный закат American LaFrance начался с более широкого использования агрегатов других фирм, в том числе двигателей "Континентал" (Continental).
В поисках новых рынков в 1981 году American LaFrance вновь стала выпускать шасси для грузовых автомобилей 4x2 и 6x4 с кабиной над двигателем. Несмотря на это, ее положение постоянно ухудшалось, и в июне 1985 году она изготовила свой последний пожарный автомобиль. Спустя 5 лет American LaFrance официально признали банкротом. Ещё через 5 лет ее выкупила компания "Фрейтлайнер" (Freightliner), вложившая большие средства в полную реорганизацию и переоснащение производства. В 1997 году, в городке Кливленд (штат Северная Каролина) был введен в строй новый завод American LaFrance, где началось изготовление пожарных шасси "Игл" (Eagle) с дизельными двигателями разных фирм мощностью 350-425 л.с., автоматической коробкой передач, дисковыми тормозами с антиблокировочной системой и новой 4-дверной алюминиевой кабиной.
В декабре 2005 года Freightliner передал компанию American LaFrance Нью Йоркской инвестиционной компании Patriarch Partners LLC. И хотя штаб-квартира и основной завод не передавались по условиям сделки, компании Patriarch Partners LLC разрешили использовать их до начала 2007 года, после чего DaimlerChrysler начал там сборку фургонов Dodge Sprinter. Поэтому летом 2007 года производство American LaFrance был перенесено в Чарльстон (Южная Королина) в новый завод площадью 50000 м2. В 2008 году, после очередных судебных тяжб о банкротстве компании American LaFrance, производство кузовов пожарных автомобилей было перенесено на бывшие заводы компаний RDMurray Inc. и Ladder Towers Inc. Завод в Саммервилл (Южная Королина) продолжил производство кабин и шасси для пожарных автомобилей, но сконцентрировался на производстве коммунального шасси Condor. Компания окончательно была закрыта в 2014 году, тем самым окончательно поставив точку в истории некогда великой марки American LaFrance.