Найти тему

"Возможности любовного романа"

UPD: Более связный рассказ о книге и ее переводе на русский читайте тут.

Сегодня в Чехии выходит второй роман Яна Немеца — «Возможности любовного романа» (Možnosti milostného románu). Мне посчастливилось прочитать эту книгу одной из первых, и, должна признаться, это самое сильное мое впечатление за весь год. Тот исключительный случай, когда, еще не закончив книгу, понимаешь, что уже хочешь ее перечитать. Чтобы теперь уже впитать каждое слово. Или перевести — ровно с той же целью.

Обложка чешского издания романа
Обложка чешского издания романа

Вообще, конечно, в моем случае Немец с самого начала не оставил никакой возможности не полюбить этот роман. Действие книги происходит, главным образом, в Брно, но еще в Оломоуце, на Высочине (регион такой в Чехии), в Риме, Кракове и Братиславе. Черт возьми, по этим самым брненским улицам я ходила на йогу, так же неуютно чувствовала себя, глядя на братиславский мост СНП, так же прислушивалась к возгласам продавцов на Кампо-де-Фьори. И самое главное — Оломоуц: да, на местном вокзале прибывающие действительно просачиваются сквозь толпу, караулящую электронное табло, да, город действительно вымирает на выходных, да, на кафедре богемистики столы действительно стоят буквой U, да, самая классная студенческая кофейня — «Cafe 87»(теперь, к сожалению, закрылась). Как и в романе «История света», эти города вроде бы просто место действия, но вдруг получается, что ты с головой окунаешься в их атмосферу. Даже Краков — ни разу там не была, фотографии не смотрела, но теперь хорошо представляю, как он выглядит.

Но роман не об этом, не о городах, увиденных взглядом хипстера. Это очень личная книга — не только для меня как читателя, но и для автора прежде всего. Главный герой романа — Ян Немец, главная героиня — Нина, а сам роман — это история их любовной связи, которая длилась шесть лет, очень откровенная история во всех смыслах этого слова.

Однако роман гораздо шире этой истории. Буквально на первых страницах мы узнаем, что Ян и Нина в итоге разошлись. «Почему мы вместе?» — спрашивает Нина в начале романа (книги и отношений). «Почему мы больше не вместе?» — тут же задается вопросом Ян. «Возможности…» — это такие современные «Поиски утраченного времени», написанные в эпоху, пережившую постмодернизм. Весь роман — это попытка понять, почему два человека, так сильно любившие друг друга, в конце концов расстались.

Здесь пора процитировать аннотацию издателя:

«Настоящая драма разыгрывается в другом месте. В упрямых и мучительных попытках понять, почему все закончилось. А поскольку у писателя в распоряжении только один-единственный инструмент, мы становимся свидетелями того, как на развалинах любовных отношений возникает любовный роман. Того, как любое впечатление и любой конфликт освещается с разных сторон, как на них накладывается шифровальная решетка других текстов, от «Божественной комедии» до сиюминутных сообщений из желтой прессы… и как действительностьсопротивляется, и главное раз за разом просачивается сквозь пальцы. Мы наблюдаем за тем, как автор превращается в персонажаи в честной борьбе преодолевает границы личного пространства, телесного и интеллектуального. Если познание — это единственная мораль романа, как утверждает Милан Кундера, то автору и не остается другой возможности».

Как и первый роман Немеца, «Возможности любовного романа» — это для нарратолога «праздник души, именины сердца». Это роман, который борется с фиктивностью литературы на всех фронтах. Здесь не только рассказчик снабжен биографическими и личными чертами автора (это Ян Немец, писатель, автор сборника рассказов «Игра в четыре руки» и романа «История света»). Здесь и Нина в какой-то момент перестает быть персонажем, а становится просто образом живого человека в голове автора. (Она вдруг продолжает рассказывать историю вместо Яна, а потом такая: «Очень мило, что вы поддались этой иллюзии, но вообще-то это все Ян рассказывает. Это его ход мыслей, я так не думаю. Это он считает, что если добавить разговорности, то я сразу оживу на страницах романа»). Здесь в какой-то момент вам сообщат, как на Ютьюбе найти плейлист со всей той музыкой, которую слушают персонажи романа. Здесь вам предлагается самому/самой выбрать название главки, сфотографироваться, как вы вписываете это название в книгу и послать фотку на мэйл редакции, в которой действительно работает Ян Немец (это редакция журнала Host, помните я как-то пересказывала статью Немеца о литературных премиях в Чехии, опубликованную в этом журнале?). Здесь в середине романа автор сам составляет указатель имен и названий, упомянутых в книге. Здесь есть даже выдержка из переписки с другом, который первым прочитал рукопись и дает свое согласие на упоминание всех подробностей дружеской беседы.

Помещение, в котором расположена редакция журнала Host и одноименное издательство (где и вышли "Возможности любовного романа"). На фото — директор издательства Томаш Райхел. Foto: Anna Vavríková, MAFRA
Помещение, в котором расположена редакция журнала Host и одноименное издательство (где и вышли "Возможности любовного романа"). На фото — директор издательства Томаш Райхел. Foto: Anna Vavríková, MAFRA

И все-таки литература побеждает реальность (а разве не это было целью романа?) Красный, желтый и синий кружки с обложки романа накладываются друг на друга и оставляют черное пятно. Нина в финале окончательно превращается в персонажа и становится бесплотной (никакой мистики, вы не думайте).

P.S. Да, забыла добавить. Это роман, написанный в эпоху клипового мышления. Он состоит из множества мелких главок, каждая из которых сопровождается определенным слоганом. Как наши фотки в Инстаграме — они становятся интересны, когда под ними есть подпись.