Подтаежные, таежные деревни – в прошлые века они разительно отличались от тех, что на европейской части страны, где населения было больше, а расстояние между деревнями меньше.
Вспомните произведение А.С. Пушкина «Дубровский», где соседи почти каждый вечер съезжались к Троекурову, потому как ехать от силы час-полтора (причем транспорт был гужевой).
В Сибири, где в 17-18 веке и особенно в 19-ом, каждый год появлялись новые деревни, поселения находились на приличном расстоянии друг о друга. Территория огромная, и ее заселяли по принципу: «земля, тайга, река». Земля для пастбищ, тайга и река для промысла, - где находили такое место, там и оставались.
Деревни строились очень добротно, из мощных бревен. Леса была в достатке, чтобы поставить не только дом, но и забор, отчасти похожий на оборонительное ограждение (забор в виде плетня, как в европейской части, здесь не подходит). В 18-ом-19-ом веках в глухом таежном краю попадались лихие люди, ушедшие от власти и закона, - всего можно было ожидать. К тому же удаленность от цивилизации накладывала свой отпечаток на жизнь в подтаежных районах. Соломой уже крышу не покроешь, как в европейской части страны, - климат не тот.
Внутри двора сибирской усадьбы находилось все хозяйственные постройки: загон для скота, подклеть, амбар, баня - все это было в шаговой доступности. У рачительных хозяев и сам двор выстилался досками, - так чище и грязи меньше. В таежной глуши еще строили и поскотину – место, где рядом с деревней мог пастись скот, т.е. в пределах деревни. Так можно было уберечь домашних животных от диких зверей.
Крестьянская изба – обычно две комнатки, иногда одна комната. Сердцем любого деревенского дома всегда была печка, которая не только грела, но и была вместо кровати для детей. За печью, обычно, оставалось место, которое использовали в трескучие морозы для спасения телят или ягнят. Практически каждая семья держала хозяйство, или занималась каким-то ремеслом (кузнецы, бондари, ткачи, гончары).
«Устроиться» в Сибири пришлому люду было легче, если хотели и умели трудиться. На территории Сибири не было крепостного права, поэтому сюда и бежали за свободой и землей, ставили дома как свободные люди, или как их называли – вольные поселенцы. Еще здесь жили служивые люди, которые несли государеву службу.
Природа, климат, свобода повлияли на таежные деревни, так добротно построенные и крепко огражденные, - чувствовалось, что тут настоящие хозяева.
Традиция строить в Сибири крепкие дома поддерживалась и в 20-м веке, когда та же русская печка, несмотря на цивилизацию, оставалась надежным источником тепла и сердцем сибирской избы.
Все это, конечно, относится к прошлым векам, в современности уже совсем иной вид.
В заметке представлены фото автора статьи, сделанные в историко-этнографическом музее "Шушенское".