Найти тему
Наука на Урале

Редкое издание для профессионалов «третьего возраста» подготовили на Урале

В России из-за снижения рождаемости и возрастающего дефицита молодых работников на рынке труда вполне могут быть востребованы люди зрелого и предпенсионного возраста (по официальным данным, в нашей стране 6 миллионов нетрудоустроенных граждан предпенсионного возраста).

В России 6 миллионов нетрудоустроенных граждан предпенсионного возраста. Фото: Bruno Aguirre / Unsplash
В России 6 миллионов нетрудоустроенных граждан предпенсионного возраста. Фото: Bruno Aguirre / Unsplash

Ученые говорят, что такие важные рабочие характеристики, как способность принимать самостоятельные решения, выбирать навыки в зависимости от стоящих задач, готовность давать обратную связь и активно участвовать в жизни организации, как и увлеченность, не зависят от возраста сотрудника. А уровень выгорания и текучести кадров при усилении требований среди пожилых работников ниже, чем у молодых: например, старших не пугает необходимость менять способы решения одной и той же задачи.

В международный день пожилых людей, отмечаемый 1 октября, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) Файруза Исмагилова рассказывает, что в определенных областях и ситуациях возрастные сотрудники более пригодны, чем молодые. Например, в тех сферах, где важен навык, натренированный многократным повторением действия, как в хирургии.

Еще пример: исследования показывают, что пожилые работники из сферы торговли более компетентны в выборе стратегий преодоления стрессов при взаимодействии с клиентами и более успешно справляются с эмоциональным истощением и профессиональным цинизмом, нежели их более молодые коллеги.

В то же время предложения от профессионалов старшего возраста преобладают над спросом на них, рынок становится высококонкурентным. Таким образом, искомую вакансию получит тот претендент, который обладает явными преимуществами.

Что можно сделать, чтобы многолетний опыт оставался конкурентным преимуществом на рынке труда, а не пугал работодателя? Как не только сохранить трудоспособность и долгожительство в профессии, но и обеспечить свои конкурентные преимущества на современном рынке труда? Этим проблемам посвящена научно-популярная книга Файрузы Исмагиловой «Мы в тетрадях вручную чертили поля... Стратегии управления опытом в „третьем возрасте“». Это одно из редких изданий на русском языке для профессионалов «третьего возраста» готовится к выходу в свет благодаря гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

«Мы в тетрадях вручную чертили поля...» написана живо и эмоционально, «украшена» остроумными анекдотами «в тему», списками полезной литературы и кинофильмов, основана на личном профессиональном и жизненном опыте автора, а главное — на современных научных представлениях и технологиях управления профессиональным опытом и карьерой на этапе профессиональной зрелости.

Как создать личный стратегический план успешной карьеры — документ, в котором, с опорой на научно-обоснованные инструменты планирования и развития, прописаны долгосрочные карьерные цели, пути и сроки их достижения и без которого в современной ситуации быстро меняющегося рынка труда уже не обойтись? Как убедить личным стратегическим планом потенциального работодателя? Грамотно заключить с ним эффективный «психологический контракт» о наилучших условиях, содержании и оплате труда?

На все эти и многие другие вопросы отвечает книга Файрузы Исмагиловой. Так, автор рекомендует соискателям «в возрасте» вдумчиво ответить на три вопроса: в чем сегодня мои конкурентные преимущества на внешнем рынке труда и в организации? какими конкурентными преимуществами обладают кандидаты на такие же вакансии, что и я, в сравнении со мной? как я могу усилить свою конкурентоспособность?

При этом, подчеркивает Исмагилова, к построению карьеры надо относиться с позиции предпринимателя и руководителя, оценивать свой опыт не с точки зрения собственных вложений в него, а ориентируясь на интересы и цели работодателя, его представления о продуктивности. Тогда работодатель будет готов «купить этот опыт». Но если в основе отношения к своему опыту у стареющего профессионала лежат исключительно его собственные представления, ему будет трудно найти общий язык с работодателем.

«Почему некоторые люди, несмотря на сложные условия, более успешны в поиске работы, чем другие? Обе группы людей живут в одинаковых социальных условиях, в одном географическом районе и имеют одинаковое образование, однако одному удается найти работу, а другому — нет. Я выяснила, что две группы различаются в своем восприятии своего опыта работы. Те, кто не смог найти работу, считают свой опыт первостепенным, считают, что на него должны смотреть и будущие работодатели. Во второй группе люди рассматривают свой опыт работы как важный для них лично, но не обязательно для работодателя, то есть как имеющий определенную ценность на рынке труда. Если люди понимают разницу между субъективной и объективной ценностью своего опыта работы, они с большей готовностью расширяют ее и приближают к потребностям и ожиданиям работодателя», — объясняет Исмагилова.

Большой вклад в адаптацию пожилых в таком коллективе, в его сплочение могут внести работодатели. Файруза Салихджановна советует им обучать сотрудников, стандартизировать их деятельность и регулярно контролировать ее по измеримым критериям (таким, как сроки и качество), в соответствии с заранее составленным тщательным планом работ.

«Чтобы исполнитель испытывал чувство ответственности за плоды своего труда, часть стандартов он может разрабатывать для себя самостоятельно. Должностная инструкция, состоящая из стандартов, как „спущенных сверху“, так и разработанных пожилым работником, будет не только трудовым, но и психологическим контрактом, формой компромисса, договора между поколениями», — говорит Исмагилова.

А в целях профилактики или преодоления эйджизма в коллективе ученый советует применять требования, одинаково справедливые для всех сотрудников, вне зависимости от их возраста.

«Я хочу своей книгой помочь тем, кто в силу возраста оказался на профессиональном распутье, в ситуации профессионального кризиса, который наступает практически у всех людей старшего возраста, если они продолжают свою карьеру и не намерены в скором времени отказаться от работы. Тем, кто задает себе вопросы, это уже старость или еще нет, я еще нужен как специалист или уже нет, стоит ли мне еще учиться новому или даже переучиваться? И вдохновить читателей на долгую и счастливую жизнь в профессии», — так формулирует свою миссию сама Файруза Исмагилова.

УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.