В начале сентября служба безопасности Украины начала расследование в отношении одного из крупнейших производителей двигателей - компании "Мотор Сич". Повод. к сожалению, весьма обычен - связи с Россией, что по мнению СБУ является чуть ли не предательством.
Разумеется, все подробности сильно засекречены, но из открытых источников удалось собрать информацию, как именно "Мотор Сич" помогал России.
Президентом компании является опытный инженер Вячеслав Богуслаев, которому еще в 2000 году было присвоено звание Героя. Так же он один из богатейших людей Украины и бывший депутат Рады. Богуслав никогда не скрывал своей пророссийской позиции. Долгое время основным контрагентом "Мотор Сич" были именно российские компании.
Машиностроительный завод в Снежном, который является филиалом "Мотор Сич", по версии украинских следователей более двух лет поставлял свою продукцию в Россию. Сам завод находится на территории ДНР и, соответственно, платил налоги народной республике. В 2015 году эта сумма составила более 30 млн рублей.
Машзавод в Снежном производит лопатки для турбинных двигателей, что является достаточно сложным техническим изделием. Не каждая страна умеет их производить, ведь лопатки должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать нагрузку.
Сотрудничество с Россией со стороны Украины прекратилось еще в 2014 году (официально), но завод продолжал работать, выполняя контракт.
Богуслаев долгое время заявлял, что Машзавод по-прежнему подчиняется "Мотор Сич", но управление осуществляет иная компания, чтобы обойти украинские запретительные законы. По версии некоторых источников, эта "иная компания" зарегистрирована в России и управляется россиянами.
Еще одним "преступлением" является поставка вспомогательного двигателя АИ-9 (он предназначен для запуска маршевых двигателей вертолетов Камова и Миля. Эта операция также проходила не через официальную бухгалтерию, через подставную фирму. Двигатели АИ-9 обошлись России в 3,5 миллиона долларов, и стоит полагать, что это того стоило.
"Мотор Сич" продолжал сотрудничество и с авиакомпанией Универсал-Авиа, которая базируется в Симферополе.
Одному из самых массовых вертолетных двигателей - ТВ3-117 - необходимы комплектующие, который производились на Украине. Собственно для замены его и был создан двигатель ВК-2500, а также двигатели на его основе. Сейчас ВК-2500 активно применяется на новых вертолетах, он сертифицирован в Индии, Китае (основные покупатели). Так что эту часть импортозамещения Россия выполнила.
Однако двигатели ТВЗ-117 по прежнему поставляются, но уже в обход - через Боснию. В 2018 было поставлено более 600 двигателей, и что-то мне подсказывает, что на Балканах нет такого крупного производства.
Все ли это схемы, которые использует "Мотор Сич"? Скорее всего нет. Да, можно сказать, что компания нарушает запрет и поставляет двигатели, которые могут ставиться на военные вертолеты. К продукции двойного назначения все санкции относятся трепетно. Но ведь сам запрет основан на идее, что Россия агрессор и во всем виновата.
Без поставок в Россию одно из крупнейших предприятий Украины попросту прекратит свое существование. Помочь может разве что Китай, но и тут есть целая история.
Нужен ли России "Мотор Сич"? Курс импортозамещения регулярно радует новостями о замене тех или иных западных/украинских товаров. Это процесс не быстрый, но осуществимый.
А Вы как считаете?
Ставьте "Лайк" и подписывайтесь на канал, так Вы поможете автору! По возможности распространите статью в соцсетях!