Моя карьера веб-разработчика началась в небольшой веб-студии. На момент моего прихода в ней работало 4 человека. Через день ушел единственный «разработчик», а через неделю менеджер по поиску клиентов. Так нас осталось 3 человека вместе с руководителем и основателем. Чтобы было более ясно, 3-й человек — администратор. Чтобы было еще более ясно, руководитель — не разработчик.
Как и многие студии, эта работала на шаблонах Wordpress. Суть заключалась в подключении плагинов и оперирование готовыми блоками, что не требовало практически никаких серьезных знаний. Это позволяет всем маленьким студиям зарабатывать деньги до тех пор, пока заказчик не изъявит желание о чем-то более функциональном, чем ему могут предложить. Даже простой вопрос о дизайне сайта по макету заказчика поставит в ступор многие такие организации. Они могут делать только из того, что есть готовое в интернете.
В 2019 году у этого подхода есть основной минус — такие сайты обычно очень тяжелые и долго грузятся. Шаблоны для Wordpress подключают множество скриптов и плагинов. Таким образом во внутренностях получается полнейшая каша. Часто такие сайты могут некорректно отображаться на каких либо платформах, но «разработчики» студии поправить это не в силах. Из-за таких моментов, при сдаче сайта заказчику, у него возникают вопросы и они требуют внести какие-то изменения или в корректность работы сайта или в конкретный функционал. Если подходящего плагина не находится в открытом доступе или за деньги (это прямо крайний случай), то заказчика приходится «кормить завтраками» и пытаться сослаться на неточное ТЗ.
После таких случаем у студий обычно не возникает проблем с законом, ведь заказчик и вправду не писал ни какого ТЗ. В более опытных и крупных студиях всегда составляют ТЗ, ведь это нужно и заказчику и исполнителю. Первый будет точно знать, что ему должны сделать. Второй — будет защищен от излишней работы. Заказчики часто хотят, чтобы им сделали больше, чем должны и утверждают, что это должно быть. Как правило о таких вещах речь и не шла при составлении договора.
Таким образом, после ухода единственного «разработчика» из студии, вскрылись некоторые факты о недоделанных работах.
Как правило, в таких студиях с клиентами взаимодействуют напрямую специалисты, а не менеджеры, что позволяет им утаивать недовольство клиентов от руководителей.
Оказалось позже, что таких проектов, на которые не хватало опыта, было очень много. Из-за этих проблем задолженность клиентов складывалась в солидную сумму. Отчасти я был рад этому, потому что на меня свалилось очень много работы. Большая часть работы — старые проекты, в которых нужно реализовать или переделать какую-то часть. Часто это были самые «грязные» и неприятные работы.
Важно то, что мои навыки всегда были на очень начальном уровне, но мой опыт растягивался на десять лет, если считать со дня моего первого интереса к разработке сайта.
Работая над доработкой проектов, где часто встречался совершенно непонятный код или кривые плагины (в основном вместе), я получал большой опыт. Это худший опыт, а это означало, что я «закалялся». Я увидел много плохих практик и на их исправление мне приходилось все больше изучать Wordpress и веб-разработку в общем.
Можно считать, что это позволяет увидеть ад, чтобы отбить у себя все желание попадать туда.
Я уже сказал, что с клиентами в таких компаниях общаются сами специалисты. Уже с первых дней мне пришлось это испытать на себе. Я начал общаться с первыми клиентами, да не простыми, а с проблемными. Проблемные они, потому что перед ними были те самые «косяки», а их нужно исправлять. Все сроки были давно упущены и мы были им должны, а нам от них нужны деньги.
Мне приходилось общаться с разъяренными клиентами сначала по телефону, а потом и при личных встречах. Таких общений могло быть по несколько штук в день с разными клиентами. Мне нужно было заново узнавать у них то, что они хотят. В итоге ни у кого нет информации о том, что им было нужно сделать.
Это учит тому, что нужно всегда составлять ТЗ, хотя бы простое. И за это должен отвечать кто-то, но не разработчик.
Сейчас мне страшно вспомнить то время, но для меня это далось легко. Я сохранял хладнокровие при общении, что дается не каждому.
Я безумно рад тому, что мне приходилось постоянно работать с клиентами, да еще и с проблемными. Такой опыт очень сильно пригодиться любому человеку в жизни, а мне дали шикарную возможность получить его с лихвой.
Мне так же приходилось общаться со всеми новыми клиентами. Пока они выбирают между студиями, мне было нужно заинтересовать их. С некоторыми клиентами получалось найти общий язык быстро. Обычно это очень хорошие люди. Для приятных людей всегда хочется сделать от души. При такой взаимности всегда получались долговременные отношения, когда клиент потом неоднократно оплачивал продвижение и всегда всем был доволен.
Если вы клиент, то вы также должны понравиться исполнителю, как и он вам. Таким образом вы оба получите желаемого. При условии компетентности исполнителя.
Так уже за первый месяц я получил шикарнейший опыт в общении с людьми и увидел худшие практики разработки сайтов. Конечно же эту ситуацию я начал исправлять. Не столько из-за необходимости, сколько из-за своей страсти. Когда я попал на свою первую IT-должность, во мне загорелось пламя, которое было не так-то просто погасить.
Я начал изучать лучшие практики и внедрять их. У меня было интересное положение: мне нужно было делать сайты на Wordpress, потому что это быстро, но сам я был против Wordpress, потому что сайты получаются «тяжелыми». Свой первый проект, который я делал с нуля (я много дорабатывал старые косяки), я решил делать без использования какой-либо CMS и это был просто статичный сайт. Этот проект в итоге получился очень быстрый. На Google Pagespeed он получал оценку 100 в мобильном и десктоп тесте.
Время шло очень заметно и наш штат начал постепенно расширяться. К нам пришел SEO-специалист. Точнее было сказать, человек на эту должность. Опыта в этом у этого человека не было, но он также начал активно вникать в это и развиваться.
Еще совсем немного времени и вот уже к нам пришел еще один веб-разработчик. Он уже был с простыми знаниями.
На этот момент я во всю начал работать над своими проектами. Делал я их полностью с нуля. Я не использовал готовых шаблонов, а плагины внедрял при крайней необходимости. Так сайты были максимально быстрыми, а клиенты довольными. А новый разработчик был с меньшими знаниями и первое время ему пришлось работать над проектом при помощи убогих и тяжелых шаблонов.
Клиенты появлялись, косяки закрывались… Жизнь студии вроде бы развивалась и цвела…
Прошло еще чуть-чуть времени, а рук нам стало не хватать. Проектов казалось больше, чем мы можем обработать. За каждый проект приходилось браться уже под конец срока разработки по договору. Это всегда было настораживающе и всегда держало на волосок от просрочки, что явно не понравилось бы ни одному клиенту. В связи с этим нам нужно было добрать еще разработчика. Выставили объявление о вакансии и к нам посыпались звонки.
К нам пришло точно больше 10 человек. Почти каждого мне приходилось собеседовать. Оказалось это тоже хорошо, потому что опыт в любой коммуникации понадобиться в жизни любого человека.
Так я получил опыт HR, хоть мне и не нравилось, как я собеседовал людей. На самом деле этого было достаточно для маленькой веб-студии.
Мы отобрали около 7 человек тех, кто нам может быть интересен. Нам нужно было как-то решить, кого же пригласить и не ошибиться. Было решено пригласить их всех на испытательную неделю, поставить одну задачу и оставить тех, кто лучше справится.
За эту неделю произошел отсев. Те, кто был не уверен в своих силах (мы тоже), сами ушли и сказали, что пока не смогут работать, им не хватает опыта. В итоге остались 2 человека. Один вроде бы подходил на роль разработчика, а другой… Ему предложили стать вторым SEO-специалистом.
Так нас стало 7 человек. Чуть поработав мы поняли, что студия растет, а доход нет. Мы не могли ожидать повышения зарплаты, потому что проекты не могли обеспечить нам этот шанс и тут встал разговор о том, что нужно повышать цены на разработку. Каждому было страшно говорить большую цену, потому что была боязнь спугнуть клиента. Цену мы повысили, но, оказалось, недостаточно.
К нам приходило много клиентов и их мы пытались обработать подороже. Потом у нас появился продажник, который был также отобран из группы «испытуемых». Он тоже начал приносить клиентов. В это время я начал понимать, что клиентов, не готовых платить разумную цену не стоит брать, иначе мы были заняты дешевыми проектами. Таким образом мы упускали дэдлайны.
Тут я начал учиться отказывать клиентам.
Оказывается это сложнее, чем кажется. Также я научился называть клиентам большие цифры за работу. Тогда это казалось, что клиенты могут сбежать, но они соглашались и с легкостью оплачивали счета. На самом деле суммы я назначал слишком маленькие. Проекты были сложные, а цена лишь 2-3 раза дороже обычного одностраничника. Будь это единственная беда, было бы проще. Проблема в том, что сроки разработки оставались теми же по договору. Основной причиной этому — конкуренты. Мы боялись упустить клиентов, потому что месяц для любого проекта — долго для заказчика.
Тут я извлек урок о том, что лучше назвать слишком большую цену и слишком долгий срок, но точно сделать работу и не оказаться для клиента плохим воспоминанием. Не стоит делать все, чтобы забрать всех клиентов. Половина всегда не нужно отсеивать. Тут нужно и уметь отказывать и не бояться потерять деньги, ведь в итоге ты их все равно потеряешь. Потеряешь, потому что будешь делать проект дольше, дешевле, а клиент будет капать на мозги.
Как следствие у нас скопилось множество таких клиентов. Самое страшное, что это осознается, когда уже заключен договор и все обменялись обещаниями. Тут не стоит описывать обо всех проблемах, с которыми пришлось столкнуться, ведь я уже писал про опыт общения с разгневанными клиентами в начале моей карьеры. Все повторилось, но в каком-то другом масштабе. История циклична.
Каждый рабочий день давно перестал быть для меня зарядом энергии и стремиться идти на работу уже не хотелось, ведь ничего интересного там не происходило. Все, что меня ожидало там: худшие практики разработки, потому что нужно было делать очень быстро и постоянные неприятные встречи и телефонные разговоры с клиентами. Все это происходило внахлест. Все проекты делались параллельно. Выгорел.
Тут история учит тому, что ни при каких условиях нельзя допускать постоянную смену и одновременную работу над несколькими проектами. Это приводит к выгоранию.
Ну и конечно же, какой коллектив может обойтись без корпоративов. Я побывал ровно на одном — Новый Год. Все. После это я перестал посещать их. Я изначально узнал из книг, что они приводят к развалу команды. Каким образом? Да таким, что люди с каждым мероприятием начинают все более «по-дружески» себя вести. Коллеги превращаются в друзей, а тут уже никто никого не обязывает. Каждый обращается с другим, как захочет. Постоянный стеб и халтура.
Не стоило бы говорить о том, что наша команда развалилась, но наша команда развалилась.
Я получил опыт на примере моих коллег. Они развалились у меня на глазах.
И становилось все хуже и хуже.
Команда не проработала в таком составе и года. Сменились все, кроме основателя и администратора. Остальные ушли сами (конечно же одного уволили). Двое уехало в Москву, а я ушел по своим делам. Мне это надоело. Маленькая студия дает колоссальный опыт, но долго находиться в ней невозможно. Я, как разработчик, должен был развиваться, а это может обеспечить только более крупная компания.
Мои навыки Junior-разработчика были отточены на худших практиках и это хорошо.
Я понял, что такое многозадачность и почему это плохо.
Я получил опыт в общении с новыми клиентами, и старыми разъяренными клиентами.
Я получил опыт HR.
Я выгорел и узнал, что это такое.
Я увидел, как корпоративы разваливают команду.
Я бесконечно благодарен этому шансу поработать в столь интересном месте, ведь опыт — самое главное, что можно получить на любом месте работы. Эта работа дала мне билет в карьеру веб-разработчика и поэтому каждому нужно поработать в подобной компании, а они есть в каждом городе и их много. Это как фундаментальное развитие.
Сейчас эта студия с уже обновленным составом не наступает на эти грабли и уже на собственном опыте развивается. За 10 месяцев работы шишку набили и я и студия, но пути у нас разные. Радует, что каждый с того момента только развивается и улучшается.