Пока мир-гробница спит неспокойным сном, каноптековые призраки заменяют ей глаза и уши. Они бесшумно летают по запыленным залам, оберегая покой спящих от незваных гостей и проверяя системы на сбой или обветшание.
Призраки – это в первую очередь исследовательские механоиды, запрограммированные докладывать обо всём контролирующим каноптековым паукам посредством межузельного взаимодействия, нежели действовать по собственному усмотрению. После получения приказов призрак выполняет их с неумолимой решимостью. Будь то команда растерзать вторгнувшегося или провести ремонт в центре обвалившейся гробницы.
Самая примечательная особенность каноптекового призрака заключается в его матрице пространственной дестабилизации — фазорегуляторе, который позволяет входить и выходить из реальности. Призрак даже может настроить модуляцию матрицы так, что отдельные части его тела будут находиться в различном состоянии. В то время как полное существование вне фазы способно длиться практически бесконечно, полуфазовое состояние требует громадного количества энергии для поддержания процесса.
Матрица пространственной дестабилизации изначально задумывалась для того, чтобы позволить призракам проходить сквозь стены и ремонтировать массивные механизмы без извлечения внешних компонентов.
Это, кроме того, даёт огромное преимущество при встрече с захватчиками: каноптековый призрак может внефазово вонзить свои когти и щупальца в неприятеля, после чего сделать их материальными и тем самым разрезать артерии, нервные узлы и жизненно важные органы, не оставляя при этом никакого внешнего следа. Более того враг, вероятно, успеет нанести ответный удар, однако его оружие пройдет лишь сквозь нематериальную форму каноптекового призрака.
Хотя их основной задачей является присмотр за своими спящими хозяевами, призраков нередко призывают в армии для действия в качестве передовых разведчиков.
Матрица пространственной дестабилизации позволяет призраку безостановочно пересекать любую местность и заодно помогает скрыться от вражеских глаз и сенсоров. Многие вражеские армии, нападавшие на миры-гробницы, не подозревали, что невидимый каноптековый призрак наблюдает, записывает и докладывает о каждом их шаге.
Только самые чуткие враги смеют надеяться заметить призрачный силуэт или обнаружить тревожащий электронный треск, который сопровождает его скрупулезные передачи. Когда начинается битва, каноптековому призраку приказывают сеять ужас и беспорядок во вражеских рядах, атакуя командиров, группы огневой поддержки и пути снабжения. Порой вражеский военачальник даже не успевает начать бой. За ночь до этого его во сне лишают жизни холодные когти каноптекового призрака, для которого ни двери, ни стража, ни силовые поля не преграда.