Найти тему

Мемуары моего отца Книга 2 Глава 8. Интересно будет читать тем, кто имеет отношение к Ельниковскому району Мордовии, и не только

Глава 8

Но вернёмся к событиям в нашем шестом классе. Лучшим учеником у нас считался Минькин Матвей. Он очень хорошо разбирался во всех дисциплинах, обладал хорошо поставленной речью. Остальные мои друзья того времени успевали примерно одинаково. У меня много времени отнимала домашняя работа. Учёбе отводилось только то время, что я находился в школе. Дома же успевал выполнять только письменные задания. По устным предметам готовился во время перемен перед уроками. В основном учился на «хорошо».

Во втором полугодии Минькин Матвей стал меня агитировать после окончания шестого класса сдать курс седьмого экстерном. Я был согласен, посоветовался с мамой – она тоже оказалась не против. Но когда подошло лето, и я вместе с Матвеем стал заниматься, не принимая участия ни в работе колхозной, ни в домашней, мама категорически запретила мне готовиться к сдаче экзаменов экстерном. Семья же Матвея жила богато, он продолжал заниматься и успешно выдержал экстернат.

После окончания шестого класса мне опять пришлось работать в колхозе и по дому. Прежде всего, в июне надо заготовить сырьё для лаптей и сено для коз. В течение мая, как и всегда, занимались огородом. В мае 1943 года моя двоюродная сестра Полина Ефимовна вышла замуж за Правосудова Григория Никитовича. А летом 1944 года у них появилась дочь Рая. Полина Ефимовна стала жить с нами по соседству, и мы стали очень крепко дружить с Морозовыми не только по-родственному, но и по-соседски. Дом Морозовых имел соломенную крышу, которая до 1936 года была железной, очень протекала, и стены дома стали разваливаться. Полина Ефимовна вместо развалившегося кирпичного поставила новый деревянный дом, но сруб был очень плохой. Этот дом у них простоял около 10 лет. В 1953 году они поставили на этом же месте новый добротный пятистенный деревянный дом, который, правда, тоже быстро сгнил. И уже в 1968 году они построили кирпичный дом на старом месте, который стоит до сих пор.

6 июня 1944 года союзниками был открыт второй фронт. Войска союзников высадились в Северной Франции на полуострове Котантен. После длительных, продолжавшихся почти два года проволочек военно-политические руководители США и Англии, поняв, что Советская Армия сама в состоянии довести войну до победы, и боясь опоздать с установлением своего господства в Западной Европе, открыли второй фронт. Это событие было положительно оценено нашим народом. Все понимали, что это позволит ускорить разгром фашистов и приблизит конец войны. Германия оказалась перед необходимостью вести войну на два фронта. Против объединённых американо-английских войск гитлеровцы могли выставить только 58 дивизий, в то время как на Восточном фронте против Советской Армии сражалось 179 фашистских дивизий и 5 бригад, а также 49 дивизий и 18 бригад её союзников. Боеспособность дивизий, находящихся на западе, была невысокой. 33 дивизии почти не имели автотранспорта и являлись малоподвижными. 18 дивизий только формировались или восстанавливались. И, тем не менее, фашистские войска оказали серьёзное сопротивление десанту союзников. Советское правительство чётко выполняло перед союзниками свои обязательства по активизации наступления по всей линии восточного фронта. Немцы считали, что летнее наступление советских войск будет на юге, но наше командование начало своё наступление на севере, против финских войск и в то же время была начата операция «Багратион» по окончательному освобождению Белоруссии. 23 июня мощный шквал артиллерийской и авиационной подготовки обрушился на оборону противника в Белоруссии. В наступление двинулись сразу три фронта: Первый Прибалтийский, Второй и Третий Белорусские, а на следующий день ещё один – Первый Белорусский. Армии генералов И.М.Чистякова, А.П.Белобородова в первый же день прорвали оборону противника на широком участке фронта и уже 24 июня вышли к Западной Двине. Они форсировали реку и захватили плацдарм на её левом берегу. Таким образом, советские войска оказались в тылу у крупной витебской группировки фашистских войск. В районе Витебская оказались в окружении пять дивизий противника. Они пытались вырваться из «котла», но были быстро расчленены и уже через два дня прекратили своё сопротивление.

Мемуары
3910 интересуются