Найти тему
Авиадятел

Хадж

Если вы не знаете что это такое, разъясняю: это паломничество мусульман в священный город Мекку с целью посетить священный камень Кааба и вознести там хвалу Аллаху. После чего этот самый мусульманин становится, чуть ли не святым – ходжой.

В советские времена такие паломничества были разрешены только где-то в конце восьмидесятых. И эти рейсы были не простыми чартерами, а назывались они гордо: хадж-флайт. Так по радиосвязи за рубежом эти рейсы идентифицировались.

И оказалось, что самое сложное в этих рейсах – эти самые паломники, то есть пассажиры. Потому как при качественной предварительной подготовке экипажа, особых каких-то трудностей не возникает. Просто есть особенности, которые надо знать и выполнять всё правила, тогда и проблем не будет.

А вот «особенные пассажиры», с особенностями менталитета, это оказывается страшная сила, неуправляемая и ничего не понимающая – ведь они паломники!

Срочный вылет

Когда шёл на работу, видел как за забором, на перроне, господа паломники проводили омовения перед вылетом. Им выделили в уголке место, оборудовали палатками и умывальниками. Вот они тут в уголке и устроили банно-прачечный комбинат. Промелькнула мысль: сто лет назад, когда они пешком совершали хадж в Мекку, им тоже устраивали купальни, через каждые десять километров? Сомневаюсь, однако.

Сижу в кабинете, копаюсь в бумагах. Вдруг вбегает комэска.

Привет! Свидетельство, паспорт, документы все с собой?

С собой, с собой!

Бегом на вылет на Джидду! Штурман не явился! Дуй сначала к погранцам. А потом сразу на самолёт!

А подготовка?

Экипаж подготовился! Все на борту! Нельзя задерживать, иначе проблемы в Джидде будут! Штраф 25000 баксов за задержку с прибытием!

Понятненько! Рысью к погранцам, и на самолёт.

Уже в кабине начал проверять документы. Радист доложил - вот все документы, сборники, НОТАМы, расчёт, флайт-план.

А разрешения на пролёты?

Взял!

Вот уже и посадка пассажиров. Ндаа, если это паломники, то очень странные. Толпой кинулись к самолёту и начали топтать друг дружку на трапе. Боятся, что не успеют к камню Кааба? Так он камень, стоит уже много веков там. Дежурная их еле успокоила, пинками, хорошо хоть попалась крупная и сильная казачка, может на этих паломников воздействовать физически, ведь слов они не слышат и не понимают.

Ну, вроде всё на месте, можно лететь.

Успели по расписанию, всё отлично!

Наконец-то самая спокойная, интересная и замечательная часть нашей работы – полёт!

Минут через пятнадцать после набора эшелона бортинженер вышел проверить салон и вернулся, ругаясь, как сапожник.

Оказывается, добрые паломники, озабоченные своей чистотой, залили водой передний туалет и кухню. Ещё несколько минут, и эта вода хлынет в передний техотсек и устроит там короткое замыкание! Хорошо, что Юра вовремя всё это безобразие увидел. Быстренько убрали всё это безобразие с помощью бортпроводников. Вызвали старшего этих самых добрых паломников, объяснили ситуацию и предупредили: в передний туалет ходить запрещено! Если зальют задний туалет, то будем вынуждены прекратить полёт и вернуться домой или сесть на ближайший запасной аэродром. Это возымело действие. Прекратили устраивать душ-шарко в самолёте.

Теперь можно спокойно лететь дальше.

Вот уже и над Турцией. Вошли в зону Анкары. Диспетчер поинтересовался номером разрешения на пролёт. Прошу бортрадиста показать телеграмму с разрешением. И вдруг, оказывается, нет этой самой телеграммы!

Так ты же …

Да вот же…

А диспетчер настаивает: сообщите номер…

В кабине все затихли

Однако, ситуация хреновая.

Всё-таки сообразил, что делать. Попросил диспетчера подождать, запрашиваем номер разрешения у компании. На самом деле с компанией сейчас не свяжешься. Но есть вариант. Вся информация есть в ЦПДУ, это такой центр диспетчерский в Москве. Так что вызвал центр по дальней связи, и мне пообещали через пять минут сообщить номер разрешения.

А диспетчер всё время на нервах играет, сообщи да сообщи. Да подожди ты хоть пять минут!

Вот хорошо! Диспетчер отвлёкся на другие борты и про нас забыл.

Фу, слава Богу! Наконец-то получили от ЦПДУ номер разрешения.

Диспетчер в это время вызывает нас и сообщает: если не сообщим номер разрешения, то он поднимает истребители и сажает нас в Анкаре!

А вот и нет! Вот наш номер разрешения!

Ну, ладно, летите дальше и больше так не делайте.

Да уж, как получится.

Радист, ты больше так делать не будешь? А ты, командир? Проверять перед полётом документы будешь?

Некоторое время в кабине гробовое молчание. Каждый переживает про своё. А я сам себя мысленно похвалил, ведь вышел из сложной ситуации. Решил разрядить ситуацию в кабине и заявил: да чтоб вы без меня делали!

Команда рассмеялась.

Чего ржёте, все пироженки из рациона – мои!

А с радиста – бутылка бренди!

Где-то в полночь прибыли в Джидду.

Однако, впечатляет. На три параллельные полосы одновременно садятся и взлетают один за другим самолёты со всех стран мира – хадж! А в воздухе в зонах ожидания кружатся десятки самолётов готовящиеся к посадке. Погода отличная, видно далеко, и везде, насколько можно видеть – моргают проблесковые маяки прилетающих и вылетающих самолётов. Сколько же их здесь?

Да, сильна религия ислам! Такого я не видел нигде! Это сколько же паломников сюда летит? Это как же надо всё организовать?

Наконец наступила наша очередь на посадку.

Однако, такой гладкой полосы нет нигде, ни во Франкфурте, ни в Шарль-де Голе, ни в Лондоне. Как по маслу катимся, стыков не ощущается. Перрон, громадный, не видно края, тоже ровненький и гладкий как стекло. Долго заруливаем, и вот мы на стоянке 178а. Конечно, без машины сопровождения мы бы заблудились. Что интересно, перрон так и называется – хадж-перрон, то есть перрон для хадж-флайт! И терминал называется: хадж-терминал. Всё для паломников!

А терминал - он оказывается надувной! Правда, сразу это не поймёшь. Только вблизи видно, что это надувная конструкция. Мощные насосы надувают эту конструкцию холодным воздухом, так что одновременно это и кондиционер. А когда время хаджа прошло, всё убирается в кладовку. Не надо тратить денежек на обслуживание пустого терминала.

Наши пассажиры, топча друг дружку на трапе, выбегают на перрон и как тараканы пытаются разбежаться в разные стороны, хотя автобус стоит напротив трапа. Но, оказывается, тут порядок быстро наводят. Несколько полицейских, длинными дубинками гонят паломников к автобусу. А подошедший имам в халате и чалме, стукнул посохом по бетону и что-то громко возвестил правоверным. Те поклонились, успокоились, и как послушные овечки последовали в порядке очереди в автобус. Теперь я спокоен за них, не пропадут, есть ребята с дубинками и громким командным голосом, они их направят в нужную сторону.

Когда началась война в Чечне, понял, действительно, всех этих паломников направляли в этой стране строго и чётко в одном направлении.

Задержка

Самолёт почистили, заправили, мы уже готовы к вылету, но приехал представитель Аэрофлота и обрадовал, пассажиров привезут через три часа. Потом ещё через три… И ещё через три…

Уже давно рассвело, солнышко припекает как в пустыне, уже жара сорок градусов. А в самолёте за пятьдесят, хотя работает ВСУ и кондиционер. Но кондишен слабенький, а ВСУ всё время работать не может.

Представитель всё кормит обещаниями – вот-вот привезут…

Плюнули на его сказки и запросили с помощью супервайзера наземный кондиционер и воду со льдом для экипажа.

Приехал кондиционер, привезли полное питание для экипажа и лёд. После чего подъехал тягач и отбуксировал нас на техническую стоянку.

Теперь понятно, пассажиров нет даже вблизи аэропорта.

В самолёте уже просто невозможно находиться. Поэтому в тени под самолётом разложили чехлы и улеглись отдыхать, хоть и жара за сорок, но ветерок обдувает, легче, чем в накалённом фюзеляже. Тем более, что по этой жаре завонялись туалеты, просто невозможно находиться внутри.

Пошёл двенадцатый час мучений. Поругавшись с нашим проверяющим, командиром эскадрильи, вызвали супервайзера аэропорта. Тот приехал минут через десять, весь в белом, увидел всё происходящее, и тут же вызвал доктора и старшего менеджера. Прибыли два красавца в белых халатах и платках на головах.

Доктор вызвал цех питания с водой, льдом и едой. А менеджер, после того как мы пообедали, и узнав, что представитель Аэрофлота перестал приезжать на наши вызовы, а также то, что мы сидим на этой жаре уже больше двенадцати часов, срочно вызвал автобус для экипажа и вывез нас в терминал аэропорта, со словами: вылет только после отдыха не менее двенадцать часов.

Свершилось чудо – нашёлся наш представитель! Прибежал в терминал и стал сказки рассказывать – вылет через час, пассажиры проходят регистрацию!

Вот смешной, чтобы не сказать по другому.

Командир сообщил ему, что власти аэропорта знают, сколько времени мы провели на перроне, и разрешат вылет только после двенадцати часового отдыха. Так что, чем позже мы приедем в гостиницу, тем позже мы поедем на вылет.

Через пятнадцать минут мы уже мчались по великолепному автобану в сторону города. Рассматривая медленно проплывающий мимо пустынный пейзаж даже начал дремать, но глянул на приборную доску и опешил – скорость сто сорок километров в час, а машина идёт не шелохнувшись. Вот это дорога! Такое впечатление, что скользим по стеклу.

Ура! Мы в отеле! Ужин, душ, и потеря сознания в прохладном номере. Спали часов одиннадцать. Когда завтракали за шикарным шведским столом саудовского производства, позвонил представитель. Через час за нами приедет такси, пора на вылет.

Ну, что называется – чемодан, вокзал, самолёт.

Подготовились к вылету.

Ждёмссс! Представитель обещал вылет через час. Мы уже знаем: обещанного три часа ждут.

Считаю, что нам повезло, мы вылетели через шесть часов.