45 лет назад 28-летний актер Никита Михалков удачно дебютировал в роли режиссера, сняв любимый народом кинофильм «Свой среди чужих,чужой среди своих».
Многие восприняли это кино как новый советский боевик, но с первым настоящим советским вестерном - фильмом «Белое солнце пустыни», михалковскую работу сравнивать трудно. Как писали некоторые критики, фильм Никиты Сергеевича надо считать «истерном», от слова Восток. К тому же, в этом фильме полно ходульной, почти пародийной идеологии. Тут и помощь голодающим и Лига наций, и марксизм, и баи, у которых рога растут, когда они бедных угнетают.
Есть еще ряд других смешных моментов. Например, когда реальный бандит Лемке решает присоединиться к банде Брилева, тот приглашает ротмистра поехать с ним на телеге. Бывший белогвардеец в не новой офицерской полевой форме без погон и знаков различия и без каких-либо вещей усаживается рядом с главарем банды. А в следующей сцене на территории бандформирования Лемке оказывается уже в явно сшитой на заказ черной форме, что называется, с иголочки. Где взял, спрашивается? И переодевание ротмистра, как будто у него с собой был чемодан с вещами, происходит практически на протяжении всего фильма. Смешно. Но это пустяки.
Главное, что этот замечательный фильм, снятый талантливым режиссером по интересному сценарию, с классными актерами и музыкой послужил как бы катализатором катастрофы всей коммунистической идеологии.
Конечно, историки наверняка скажут, что первый удар по этой системе нанес Никита Сергеевич, но не Михалков, а Хрущев, когда заговорил о том, что советские предприятия должны получать прибыль, чего при плановой экономике быть не должно. Скажи «кукурузник» это при Сталине, то моментально бы он оказался на Соловках или в солнечном Магадане.
Но Сталина уже не было, а идея Хрущева прозвучала и начала работать. Легально и не очень. Видимо, тогда и появились первые советские бизнесмены, которых в те годы называли «цеховиками». Некоторые из них окажутся потом за колючей проволокой, кого-то даже расстреляют, ну а кто-то благополучно переживет те времена.
И вот появляется михалковский фильм, в котором один из героев, а именно ротмистр Лемке в исполнении потрясающего актера Александра Кайдановского, очень убедительно говорит – «Это нужно не всем. Это нужно одному».
Это он о золоте и драгоценностях, которые должны были быть переданы в Москву якобы для спасения голодающих. Между тем, образованный и знающий историю страны не только по учебникам, зритель, сложив два и два, понимает что чекиста Шилова наверняка в 37 году посадят или расстреляют. И ротмистр Лемке безусловно прав, когда отчаянно кричит – «Господи, ну почему ты помогаешь этому кретину, а не мне?».
Думается, что с момента, как фильм Михалкова посмотрели миллионы советских людей, которые наверняка прониклись симпатией к бывшему белогвардейцу Лемке, и начала уверенно сбоить советская коммунистическая идеология и её механизмы. Сначала вдруг обнаружилось, что в стране не очень хорошо с продуктами питания и появилась «Продовольственная программа», оказавшаяся, впрочем, бесполезной. Потом началась перестройка. Что было дальше, всем известно – «красные» фактически признали свое поражение, а к власти пришел один из них, который очень быстро перековался. Хотя, скорее всего этот свердловчанин как раз был чужим среди своих…
Конечно, говорить, что во всем, включая развал СССР, виноват исключительно Никита Михалков, абсолютно неправильно, однако свою лепту в происходившее в стране он, может быть, сам того не желая, внес. Увы…