Друзья, подписывайтесь на канал «Синеманк@». У нас ооочень интересно. Да пребудет с вами сила кино!
Начнём с того, что мы ждали новый фильм Джеймса Грэя «К звёздам». Ну, потому что главную роль астронавта Роя Макбрайда играет Брэд Питт, а он наш любимчик, что уж тут скрывать, да и в фантастике гость редкий. Здесь мы рассказывали о фантастических фильмах Питта и их, увы, совсем немного. Фантастическая драма «К звёздам» нас порадовала: по 10-бальной шкале уверенная 8-ка. Если вы ждёте движухи и спецэффектов в безвоздушном пространстве – не тот случай. Но любителям фантастики будет на что посмотреть: орбитальные станции, модули, неземные пейзажи (легко залипнуть), ну и космос как предчувствие. Это классический сай-фай, в фокусе которого – человеческая трагедия. «К звёздам» больше драма, чем фантастика, и вот почему. Постарались без спойлеров, насколько возможно.
# 1. Рой летит к звёздам, чтобы исповедаться.
Фильм «К звёздам» – это, по сути, двухчасовая исповедь, внутренний монолог Роя Макбрайда перед самим собой и воображаемым отцом (читай, Богом). Рой отправляется в космическое путешествие по трём причинам.
Во-первых, потому что это его работа. Он лучший астронавт НАСА: Рой отлично владеет основами боя, блестяще проходит проверки, его пульс никогда не поднимается выше 80 ударов в минуту, у него нет детей, его ничего не отвлекает. А отправляют его к на окраину Солнечной системы, чтобы тот выяснил, в чём причина глобальных энергетических бурь, неких вспышек космических лучей, так называемых «импульсов».
Во-вторых, чтобы найти отца Клиффорда Макбрайда (в этой роли Томми Ли Джонс), который руководил сверхсекретным проектом «Лима», но пропал, и лет 16 как семья и весь мир считали его погибшим. И вот теперь сыну предстоит понять: если Клиффорд жив, то почему не попытался вернуться домой. И, вообще, хочет ли он этого, помнит ли он о тех, кого покинул?..
В-третьих (и это, пожалуй, главное), Рой летит, чтобы понять, кто он такой. И да, для этого ему потребуется путешествие, чёрт знает куда. Ведь до этого полёта жизнь майора Макбрайда шла по сценарию. А сценаристами были кто угодно – его отец, будущая работа, долг перед родиной, комплексы из детства… Только не он сам. И вот Рой покидает Землю, летит на Луну, затем Марс и, наконец, на Нептун, чтобы найти себя, отца, свой и чужой «импульс». «Большинство из нас прячутся всю жизнь», – говорит Рой, и чем дальше он отдаляется от дома, тем больше душа выворачивается наизнанку. Да, первые 40 или 45 лет – самые сложные в жизни мальчика )))
# 2. «К звёздам» – это скорее не про космос, а про психоанализ в космосе.
Фрейдизма здесь больше, чем самого космоса (то есть фантастики). Но «К звёздам» это погружение не только во вселенную одной личности – главного героя Роя. Психологическая характеристика всего человечества умещается в одной фразе майора: «Мы – пожиратели миров». Что в этом недалёком будущем осталось от романтики покорения космоса и других планет? Ничего! Все проблемы человечество забрало с собой – всё те же грабли, что и на Земле. На Луне теперь есть газировка, свои пираты, только космические. Счастливее люди не стали, Луна освоена, и на ней больше военных и контрабандистов, чем исследователей или путешественников. Всё по одной схеме: пришёл, увидел, победил.
Кинолента Джеймса Грэя лично мне этим и понравилась: она развивается индуктивно, от частного к общему. Мироздание пусто без человека. Это передаёт и камера, и звуковой ряд. Кадры с открытым космосом, как в фильме «Гравитация», обволакивают полнейшей и завораживающей тишиной. Но и кадры с поистине космической музыкой также впечатляют. Экшена здесь немного, ровно столько, сколько нужно для фантастической драмы. Когда Рой попадает в штопор или сцена с луноходами, и ещё парочка напряжённых моментов. На этом, пожалуй, всё.
И хотя фильм погружает нас в тёмный микрокосм Роя, есть в картине и приятное внимание к деталям вполне осязаемым, хорошо проработан мир недалёкого будущего. Чего, скажем, нет в фильме «Высшее общество», где фантастика скорее условная. Здесь же космос – это, прежде всего, космос, а уже потом метафора вакуума, одиночества, потерянности и холода. Зритель как будто сам оказывается в космическом корабле или в скафандре астронавта вместе с Роем (точнее на его месте). Здесь есть взгляд изнутри, вовлечённость в происходящее, эффект присутствия и онлайн-погружение. Что касается другой стороны фрейдизма, социальной, то жутковатая сцена с подопытными приматами тоже очень хороша и символична. В ней есть другая перекличка с тем же «Высшим обществом».
# 3. Драма про то, что звёзды холодны, и сильные мужчины тоже плачут.
Рой находит отца. Это понятно из трейлера. Так что спойлером не считается. Клиффорд отринул всё человеческое. Он фанатично ищет в этой вселенной другие формы жизни, отправляет сигналы в бесконечный космос, чтобы услышать в ответ долгожданный голос. Клиффорд изучает далёкие красивые и яркие миры, в которых нет тепла и света, но упускает то, что рядом. А Рой постарается не упустить, у него ещё не всё потеряно. Его ждёт жена, чудесная и грустная Ив – почти библейская Ева (в исполнении Лив Тайлер) и, в конце концов, сын за грехи отца не отвечает.
Теперь несколько слов про игру Томми Ли Джонса. В кадре актёра мало. Но его персонаж вполне закончен и лаконичен. Он раскрывается в нескольких минутах экранного времени. Клиффорд здесь жестоко откровенен. Томми сыграл безумного исследователя, а по сути, уставшего старика с вселенской тоской, точнее пустотой, в глазах. По фильму у него катаракта, но это скорее метафора душевной слепоты или чудовищной дальнозоркости. Он смотрит в бесконечный купол неба, видит звёзды, но не может разглядеть того, что рядом, на расстоянии вытянутой руки.
P.S. Ну и, конечно, это больше драма, чем фантастика, потому что у Брэда Питта здесь серьёзная драматическая задача, с которой он достойно справился. Не полететь в космос, отыскать отца, или спасти человечество. Рой не Капитан Америка, он маленькая звёздочка в сонме других потерянных и одиноких звёзд. И на фоне этого завораживающего размаха Макбрайд-младший хочет простого человеческого тепла. Не жить в тени отца, быть правильным и железобетонным, а вернуться в точку своей жизни, где он всё ещё тот мальчик, влюблённый в звёзды и разрешающий себе любить.
В фильме у главного героя не так много диалогов. Мысли Роя мы слышим закадровым текстом. Но лицо, мимика, глаза, и всё понятно без слов. А слёзы, которые Питт в образе Роя скупо проронит?! Сердце щемит от зрелища, когда у Брэда (с его уже фирменной проседью) глаза, как у мальчишки, на мокром месте. И это без стёба выглядит весьма натурально, актёру в такие моменты не можешь не поверить. Как по мне, Брэду удалось передать весь спектр переживаний своего героя в новом космическом соло. И этот дооолгий путь через тернии к звёздам мы прошли с Питтом вместе.
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравился пост, поддержите автора лайком. Наша группа в Вк, подписывайтесь.
О Брэде Питте:
Больше Брэда: 5 лучших фильмов, где Брэд Питт играет отъявленных негодяев
Наши обзоры фильмов и сериалов:
- 3 достойных сериала этого лета
- Фильм «Калибр»: остросюжетный триллер от Netflix