Найти в Дзене
Синеманк@

Почему фильм «К звёздам» больше драма, чем фантастика

Оглавление
Друзья, подписывайтесь на канал «Синеманк@». У нас ооочень интересно. Да пребудет с вами сила кино!

Начнём с того, что мы ждали новый фильм Джеймса Грэя «К звёздам». Ну, потому что главную роль астронавта Роя Макбрайда играет Брэд Питт, а он наш любимчик, что уж тут скрывать, да и в фантастике гость редкий. Здесь мы рассказывали о фантастических фильмах Питта и их, увы, совсем немного. Фантастическая драма «К звёздам» нас порадовала: по 10-бальной шкале уверенная 8-ка. Если вы ждёте движухи и спецэффектов в безвоздушном пространстве – не тот случай. Но любителям фантастики будет на что посмотреть: орбитальные станции, модули, неземные пейзажи (легко залипнуть), ну и космос как предчувствие. Это классический сай-фай, в фокусе которого – человеческая трагедия. «К звёздам» больше драма, чем фантастика, и вот почему. Постарались без спойлеров, насколько возможно.

"К звёздам". Источник imdb.com
"К звёздам". Источник imdb.com

# 1. Рой летит к звёздам, чтобы исповедаться.

Фильм «К звёздам» – это, по сути, двухчасовая исповедь, внутренний монолог Роя Макбрайда перед самим собой и воображаемым отцом (читай, Богом). Рой отправляется в космическое путешествие по трём причинам.

Во-первых, потому что это его работа. Он лучший астронавт НАСА: Рой отлично владеет основами боя, блестяще проходит проверки, его пульс никогда не поднимается выше 80 ударов в минуту, у него нет детей, его ничего не отвлекает. А отправляют его к на окраину Солнечной системы, чтобы тот выяснил, в чём причина глобальных энергетических бурь, неких вспышек космических лучей, так называемых «импульсов».

Во-вторых, чтобы найти отца Клиффорда Макбрайда (в этой роли Томми Ли Джонс), который руководил сверхсекретным проектом «Лима», но пропал, и лет 16 как семья и весь мир считали его погибшим. И вот теперь сыну предстоит понять: если Клиффорд жив, то почему не попытался вернуться домой. И, вообще, хочет ли он этого, помнит ли он о тех, кого покинул?..

Фото автора канала.
Фото автора канала.

В-третьих (и это, пожалуй, главное), Рой летит, чтобы понять, кто он такой. И да, для этого ему потребуется путешествие, чёрт знает куда. Ведь до этого полёта жизнь майора Макбрайда шла по сценарию. А сценаристами были кто угодно – его отец, будущая работа, долг перед родиной, комплексы из детства… Только не он сам. И вот Рой покидает Землю, летит на Луну, затем Марс и, наконец, на Нептун, чтобы найти себя, отца, свой и чужой «импульс». «Большинство из нас прячутся всю жизнь», – говорит Рой, и чем дальше он отдаляется от дома, тем больше душа выворачивается наизнанку. Да, первые 40 или 45 лет – самые сложные в жизни мальчика )))

# 2. «К звёздам» – это скорее не про космос, а про психоанализ в космосе.

Фрейдизма здесь больше, чем самого космоса (то есть фантастики). Но «К звёздам» это погружение не только во вселенную одной личности – главного героя Роя. Психологическая характеристика всего человечества умещается в одной фразе майора: «Мы – пожиратели миров». Что в этом недалёком будущем осталось от романтики покорения космоса и других планет? Ничего! Все проблемы человечество забрало с собой – всё те же грабли, что и на Земле. На Луне теперь есть газировка, свои пираты, только космические. Счастливее люди не стали, Луна освоена, и на ней больше военных и контрабандистов, чем исследователей или путешественников. Всё по одной схеме: пришёл, увидел, победил.

"К звёздам". Источник imdb.com
"К звёздам". Источник imdb.com

Кинолента Джеймса Грэя лично мне этим и понравилась: она развивается индуктивно, от частного к общему. Мироздание пусто без человека. Это передаёт и камера, и звуковой ряд. Кадры с открытым космосом, как в фильме «Гравитация», обволакивают полнейшей и завораживающей тишиной. Но и кадры с поистине космической музыкой также впечатляют. Экшена здесь немного, ровно столько, сколько нужно для фантастической драмы. Когда Рой попадает в штопор или сцена с луноходами, и ещё парочка напряжённых моментов. На этом, пожалуй, всё.

И хотя фильм погружает нас в тёмный микрокосм Роя, есть в картине и приятное внимание к деталям вполне осязаемым, хорошо проработан мир недалёкого будущего. Чего, скажем, нет в фильме «Высшее общество», где фантастика скорее условная. Здесь же космос – это, прежде всего, космос, а уже потом метафора вакуума, одиночества, потерянности и холода. Зритель как будто сам оказывается в космическом корабле или в скафандре астронавта вместе с Роем (точнее на его месте). Здесь есть взгляд изнутри, вовлечённость в происходящее, эффект присутствия и онлайн-погружение. Что касается другой стороны фрейдизма, социальной, то жутковатая сцена с подопытными приматами тоже очень хороша и символична. В ней есть другая перекличка с тем же «Высшим обществом».

"К звёздам". Источник imdb.com
"К звёздам". Источник imdb.com

# 3. Драма про то, что звёзды холодны, и сильные мужчины тоже плачут.

Рой находит отца. Это понятно из трейлера. Так что спойлером не считается. Клиффорд отринул всё человеческое. Он фанатично ищет в этой вселенной другие формы жизни, отправляет сигналы в бесконечный космос, чтобы услышать в ответ долгожданный голос. Клиффорд изучает далёкие красивые и яркие миры, в которых нет тепла и света, но упускает то, что рядом. А Рой постарается не упустить, у него ещё не всё потеряно. Его ждёт жена, чудесная и грустная Ив – почти библейская Ева (в исполнении Лив Тайлер) и, в конце концов, сын за грехи отца не отвечает.

Теперь несколько слов про игру Томми Ли Джонса. В кадре актёра мало. Но его персонаж вполне закончен и лаконичен. Он раскрывается в нескольких минутах экранного времени. Клиффорд здесь жестоко откровенен. Томми сыграл безумного исследователя, а по сути, уставшего старика с вселенской тоской, точнее пустотой, в глазах. По фильму у него катаракта, но это скорее метафора душевной слепоты или чудовищной дальнозоркости. Он смотрит в бесконечный купол неба, видит звёзды, но не может разглядеть того, что рядом, на расстоянии вытянутой руки.

"К звёздам". Источник imdb.com
"К звёздам". Источник imdb.com

P.S. Ну и, конечно, это больше драма, чем фантастика, потому что у Брэда Питта здесь серьёзная драматическая задача, с которой он достойно справился. Не полететь в космос, отыскать отца, или спасти человечество. Рой не Капитан Америка, он маленькая звёздочка в сонме других потерянных и одиноких звёзд. И на фоне этого завораживающего размаха Макбрайд-младший хочет простого человеческого тепла. Не жить в тени отца, быть правильным и железобетонным, а вернуться в точку своей жизни, где он всё ещё тот мальчик, влюблённый в звёзды и разрешающий себе любить.

В фильме у главного героя не так много диалогов. Мысли Роя мы слышим закадровым текстом. Но лицо, мимика, глаза, и всё понятно без слов. А слёзы, которые Питт в образе Роя скупо проронит?! Сердце щемит от зрелища, когда у Брэда (с его уже фирменной проседью) глаза, как у мальчишки, на мокром месте. И это без стёба выглядит весьма натурально, актёру в такие моменты не можешь не поверить. Как по мне, Брэду удалось передать весь спектр переживаний своего героя в новом космическом соло. И этот дооолгий путь через тернии к звёздам мы прошли с Питтом вместе.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравился пост, поддержите автора лайком. Наша группа в Вк, подписывайтесь.

О Брэде Питте:

Больше Брэда: 5 лучших фильмов, где Брэд Питт играет отъявленных негодяев

Наши обзоры фильмов и сериалов: