На полотнах художников эпохи Возрождения и барокко, византийских мозаиках и древнерусских иконах мы можем встретить пятьдесят оттенков охры, черного или зеленого. Однако есть цвет, который веками превозносился над остальными, и имя ему ультрамарин!
Технология добычи синего оттенка была известна еще в Древнем Египте. Его добывали из натурального драгоценного камня лазурита, считавшегося камнем богов. Полученный краситель египтяне использовали лишь для окрашивания одежд великих жрецов.
Интересно, что любовь к синему цвету поутихла в Античное время. По мнению ученых, это произошло из-за того, что цвет ассоциировался у римлян с варварскими племенами (кельты и германцы), которые раскрашивали свои тела в синий для устрашения противника. Наверняка, именно поэтому римляне не любили и синюю одежду, она считалась символом траура.
С распространением христианства интерес к синему цвету возобновился. Цвет вновь стал символом божественного начала. Кроме того, художники научились добывать его из лазурита, кобальта и индиго. Начиная с XIII века небеса в произведениях перестают быть черными или белыми, а приобретают красивый голубой оттенок, а некогда зеленое море теперь переливается синими бликами.
Тем не менее, ультрамарин оставался дорогим. Пигмент, производившийся из толченого лазурита, стоил дороже золота. Художники использовали его только в тех картинах, которые выполнялись на заказ. Недаром цена на многие произведения XV-XVI веков рассчитывалась не только по числу фигур, но и по количеству ультрамарина необходимого мастеру.
Микеланджело не мог себе его позволить. Рафаэль использовал его только для верхнего слоя красок. Вермеер же тратил его щедро и влезал в долги, добавляя пигмент даже в черную краску, тем самым получая эффект естественного дневного света на холсте.
Со временем ультрамарин и сам синий цвет утратил свое божественное значение, однако интерес к данному оттенку не утих, и уже новые поколения художников начали использовать его по-своему, наделяя необходимыми качествами. Как изменилось отношение к синему цвету и какую роль он сыграл в творчестве отдельных авторов, обсудим в следующей части.
Для тех, кто хочет читать о синем подробнее, МОСТ рекомендует книгу Мишеля Пастуро "Синий. История цвета": https://avidreaders.ru/read-book/siniy-istoriya-cveta..