"Пишущий словно не красками, а жидким навозом!" Так выразился один из критиков о Рембрандте после смерти художника.
Покидая родной провинциальный Лейден, Рембрандт ван Рейн мог бы стать великолепным придворным художником на услужении принца Фредерика Генриха Оранского и гаагской аристократии. Но молодой голландец выбрал свободолюбивый Амстердам. Город переживал экономический бум и становился центром мировой торговли. Появились первые общедоступные рынки произведений искусства. Даже простой плотник мог накопить средства и позволить себе изображение какого-нибудь кавалера, заигрывающего с милой кокеткой, или пейзаж.
Рембрандт замечательно совместил в себе талант живописца и предпринимателя. Совместно с Хенриком ван Эйленбургом они торговали картинами, изготавливали гравюры и брали учеников. Рембрандт тонко чувствовал настроение публики, иногда даже предугадывая желание заказчика. Самым ходким товаром были портреты. Живописец понимал, каким хочет увидеть себя человек на картине. Амстердамские богачи желали иметь собственное величественное изображение, однако без показной роскоши и с подобающей скромностью. Протестантские ценности требовали демонстрировать бережливость и умеренность.
Мастерство тонко и точно раскрывать на полотне индивидуальные черты человека, внимание к деталям помогли Рембрандту на пути к успеху. В 34 года он пишет свой автопортрет, находясь на вершине славы.
Живописец любил жизнь, людей и город, в котором жил. В 1640 году мастер получил заказа написать групповой портрет роты аркебузиров гражданского ополчения.
Групповой портрет был характерен именно для голландской живописи, потому что Голландия, при всем авторитете доблестного принца Оранского была не абсолютной монархией, а республиканским содружеством различных коллективов — городских советов, гильдий, правлений домов для бедных и сирот, рот гражданского ополчения. Помпезные портреты королей и принцев не были популярным жанром в Нидерландах, именно групповые портреты создавали образ нации.
Из книги Саймона Шама "Сила искусства".
Картина получила название "Ночной дозор". Здесь мы видим не только иронию по отношению к бравым ополченцам, но и любовь художника к Амстердаму.
Вся картина, таким образом, состоит из множества хитроумных элементов, в числе которых автопортрет художника... исторический синий с золотом флаг аркебузиров, который является одним из ключевых компонентов картины наряду с перекрещенными копьями справа, образующими знак "Х", геральдическую эмблему Амстердама... На первый взгляд здесь царит хаос, однако фокус в том, что на самом деле все подчинено строгому порядку... Так что данное полотно является портретом самого Амстердама с его порывом к свободе, целенаправленным и упорядоченным. Каждый занимается своим делом, но вместе делают общее дело.
Из книги Саймона Шама "Сила искусства".
Времена менялись, молодое поколение желало для себя новых идеалов: более изысканных, более возвышенных и рафинированных. Рембрандт не желал подыгрывать новым веяниям и оставался верен себе. Постепенно он начал терять заказчиков и в конце концов разорился.
Судьба дала художнику новый шанс — ему предложили создать историческое полотно для новой ратуши. Полотно предполагалось включить в серию картин, иллюстрирующих историю батавов, древних предков голландцев.
Заказчики надеялись, что бедность сломила Рембрандта, и он стал более покладистым. Знать желала видеть голландский эпос, выполненный в духе классицизма. Это должны были быть величественные герои, подобные олимпийским богам. Но не таков был мастер, чтобы изобразить своих предков прилизанными и чинными.
Результатом явилась невиданная прежде историческая картина, образчик атакующей, агрессивной живописи, грубой и варварской... "Клавдий Цивилис" — полотно на мифологический сюжет, какого никогда прежде не существовало... картина, которая говорит голландцам об их родине более всех других, написанных в семнадцатом столетии, картина, где изображен знаменательный момент пробуждения национального самосознания, теперь находится в бессрочной ссылке в шестистах милях к северу от того места, для которого она предназначалась.
Из книги Саймона Шама "Сила искусства".
Городские власти отвергли работу Рембрандта, теперь она хранится в Стокгольме, в Национальном музее Швеции.
Автор статьи — Ирина Лямшина
PS: В моем блоге вы можете прочитать еще одну статью, посвященную Рембрандту.