Найти тему
Batterfly over the bay

Первые станции метро в Санкт-Петербурге

Задумки строительства метрополитена уходят корнями в 19 столетие. В 1820 году к Александру I обратился инженер Торгованов с проектом тоннеля под Невой для соединения двух берегов реки. Александр первый на это заявление ответил резолюцией:"выдать Торгованову из кабинета 200 руб и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных."

Конец XIX начало XX века загруженность дорог в Санкт-Петербурге, Невский проспект.
Конец XIX начало XX века загруженность дорог в Санкт-Петербурге, Невский проспект.

Позднее с подобными проектами выступали Кулибин, англичанин Марк Изамбар и иные инженеры.

По проекту Печковского рядом с Казанским собором должен был вырасти дачный вокзал.
По проекту Печковского рядом с Казанским собором должен был вырасти дачный вокзал.

Остро встал вопрос о строительстве метрополитена в 1938 году по инициативе Косыгина, председателя исполкома.

Алексей Николаевич Косыгин.                 (1904 - 1980), фотограф неизвестен.
Алексей Николаевич Косыгин. (1904 - 1980), фотограф неизвестен.

Разработка проекта шла в рекордные сроки как и все в то время. Первыми в планы попали линия от станции метро "Автово" до Бабурина переулка. В апреле 1941 года были заложены 34 шахтах ствола, как и было запланировано. Метрополитен строился примитивным оборудованием: отбойным молотком,

Отбойный молоток.
Отбойный молоток.

кувалдами,

Кувалда.
Кувалда.

кирками,

Кирка
Кирка

лопатами,

Такого типа лопаты использовались для строительства метрополитена
Такого типа лопаты использовались для строительства метрополитена

ломиком,

Ломик
Ломик

краном-укосиной.

Кран-укосина
Кран-укосина

Геодезия также была на низком уровне. По этой причине о характере пород известно было мало. Супесь и суглинок почти моментально сминали временные конструкции. Чтобы избежать обвалов все тоннели были обложены шпунтованной доской. Затем начались ленточные глины.

Ленточные глины это песчано-глинистые осадки озер с тонкой горизонтальной слоистостью. На фотографии сухие глины.
Ленточные глины это песчано-глинистые осадки озер с тонкой горизонтальной слоистостью. На фотографии сухие глины.

Этот слой был очень липким, но через силу строителей прошли и его. Дальше всех ждал неприятный сюрприз: русло древнего ледника.

Здесь были десятки валунов каждый весом не менее тонны. Разбить такую глыбу можно было только взрывом и взрывать пришлось не специалистам, а вчерашним заводчанам. Накануне 1 мая бригада номер пять закончила прохождение ствола шахты номер пять.

Автово - окраинная часть города, конец 1930-х годов. Фотограф неизвестен.
Автово - окраинная часть города, конец 1930-х годов. Фотограф неизвестен.

Но 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР без объявления войны и все работы были остановлены. Все стволы были затоплены. Проектирование было возобновлено только в 1946 году после окончания войны.

В 1949 году был изготовлен первый Ленинградский горнопроходческий комбайн.

Металлический завод Ленинграда на котором был изготовлен первый горнопроходческий комбайн.
Металлический завод Ленинграда на котором был изготовлен первый горнопроходческий комбайн.

Это был прорыв в метростроительстве. первым построенным участком было Кировско-Выборгская линия.

Вывоз породы из насосной камеры, фотограф А. Михайлов.
Вывоз породы из насосной камеры, фотограф А. Михайлов.

5 августа 1955 года в 8:00 утра началась обкатка эскалатора

Группа инженеров-конструкторов обсуждается проект станции первой линии, фотограф А. Михайлов.
Группа инженеров-конструкторов обсуждается проект станции первой линии, фотограф А. Михайлов.

Станции метро площадь Восстания. Обкатка рельс началась 8 октября в 6:14 утра двумя вагонами от станции метро "Автово". Длилась она около 40 минут, но это была Победа!

Обкатка первого участка линии. Фотографы А. Михайлов и В. Капустин.
Обкатка первого участка линии. Фотографы А. Михайлов и В. Капустин.

Наземный вестибюль метро, станция "Площадь Восстания" , фотограф неизвестен.
Наземный вестибюль метро, станция "Площадь Восстания" , фотограф неизвестен.

Накануне празднования 38 годовщины Октябрьской революции 5 ноября 1955 года был подписан акт правительственной комиссии о сдаче в эксплуатацию Ленинградского метрополитена.

Знаменская площадь ныне Площадь Восстания до реконструкции. Фотограф неизвестен.
Знаменская площадь ныне Площадь Восстания до реконструкции. Фотограф неизвестен.

Начиная с 5 ноября 1955 года по 9 ноября осуществлялась перевозка пассажиров по пригласительным билетам, и получить их можно было только по месту работы или учебы.

Пригласительный билет на проезд в метро.
Пригласительный билет на проезд в метро.

В первую очередь, конечно, такие билеты получали передовики. Всего на линии было 8 станций: "Площадь Восстания", "Владимирская", "Пушкинская", "Технологический институт", "Балтийская", "Нарвская", "Кировский завод", "Автово".

Первые посетители метро. Фотограф  А. Михайлов.
Первые посетители метро. Фотограф А. Михайлов.

Торжественное открытие метрополитена для посещения всех граждан состоялась 15 ноября 1955 года. Ежедневно станцию посещали 17 пар поездов в один час.

Газеты от 15 ноября 1955 года.
Газеты от 15 ноября 1955 года.