Задумки строительства метрополитена уходят корнями в 19 столетие. В 1820 году к Александру I обратился инженер Торгованов с проектом тоннеля под Невой для соединения двух берегов реки. Александр первый на это заявление ответил резолюцией:"выдать Торгованову из кабинета 200 руб и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных."
Позднее с подобными проектами выступали Кулибин, англичанин Марк Изамбар и иные инженеры.
Остро встал вопрос о строительстве метрополитена в 1938 году по инициативе Косыгина, председателя исполкома.
Разработка проекта шла в рекордные сроки как и все в то время. Первыми в планы попали линия от станции метро "Автово" до Бабурина переулка. В апреле 1941 года были заложены 34 шахтах ствола, как и было запланировано. Метрополитен строился примитивным оборудованием: отбойным молотком,
кувалдами,
кирками,
лопатами,
ломиком,
краном-укосиной.
Геодезия также была на низком уровне. По этой причине о характере пород известно было мало. Супесь и суглинок почти моментально сминали временные конструкции. Чтобы избежать обвалов все тоннели были обложены шпунтованной доской. Затем начались ленточные глины.
Этот слой был очень липким, но через силу строителей прошли и его. Дальше всех ждал неприятный сюрприз: русло древнего ледника.
Здесь были десятки валунов каждый весом не менее тонны. Разбить такую глыбу можно было только взрывом и взрывать пришлось не специалистам, а вчерашним заводчанам. Накануне 1 мая бригада номер пять закончила прохождение ствола шахты номер пять.
Но 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР без объявления войны и все работы были остановлены. Все стволы были затоплены. Проектирование было возобновлено только в 1946 году после окончания войны.
В 1949 году был изготовлен первый Ленинградский горнопроходческий комбайн.
Это был прорыв в метростроительстве. первым построенным участком было Кировско-Выборгская линия.
5 августа 1955 года в 8:00 утра началась обкатка эскалатора
Станции метро площадь Восстания. Обкатка рельс началась 8 октября в 6:14 утра двумя вагонами от станции метро "Автово". Длилась она около 40 минут, но это была Победа!
Накануне празднования 38 годовщины Октябрьской революции 5 ноября 1955 года был подписан акт правительственной комиссии о сдаче в эксплуатацию Ленинградского метрополитена.
Начиная с 5 ноября 1955 года по 9 ноября осуществлялась перевозка пассажиров по пригласительным билетам, и получить их можно было только по месту работы или учебы.
В первую очередь, конечно, такие билеты получали передовики. Всего на линии было 8 станций: "Площадь Восстания", "Владимирская", "Пушкинская", "Технологический институт", "Балтийская", "Нарвская", "Кировский завод", "Автово".
Торжественное открытие метрополитена для посещения всех граждан состоялась 15 ноября 1955 года. Ежедневно станцию посещали 17 пар поездов в один час.