Вспомним, что греко-римские представления о евреях внесли в мир первые антииудейские настроения и перенесемся в более позднее время. Сегодня поговорим о первых днях христианства и о том, каким образом они заложили крепкую основу для появления такого феномена как антисемитизм.
Экскурс в историю и контекст интересующих нас событий.
Иисус, еврей по национальности, рождается в I веке н. э., когда еврейским миром правят римляне. Отношения между римлянами и еврейской общиной были крайне нестабильными и напряженными.
У евреев тогда существовали две основные фракции: фарисеи и саддукеи. Различались они в своем мнении касательно восприятия устного закона. Но все осложнялось тем, что в то время также существовало множество небольших, как бы мы сейчас сказали, сект, то есть ответвлений от двух основных течений иудаизма, перечисленных выше.
Так или иначе, все ждали Мессию (и, кстати, ждут до сих пор), и Мессии появлялись, собирали вокруг себя людей, организовывали новые секты и, не признанные ни фарисеями, ни саддукеями, со временем забывались.
Большинство сект придерживались апокалиптических верований и избирали для себя аскетический образ жизни. Иисус попадает под влияние этих сект и через какое-то время, как мы знаем, испытывает свои откровения. Он так же, как и остальные, не признается официальными фракциями Мессией, проповедует, собирает вокруг себя людей и, согласно Новому Завету, через три года совершает паломничество в Иерусалим.
В Иерусалиме Иисус бросает вызов иудейскому священству, из-за чего выдается римлянам, которые его казнят.
Христианство и иудаизм:
Важно понимать, что изначально христианство принадлежало к иудаизму, было неотъемлемой его частью. То есть, грубо говоря, изначально это такая же, как и многие в то время, секта, ответвление от общепризнанной религии.
Однако все меняется после смерти Иисуса. Вначале его последователи, иначе апостолы, проповедуют слова Иисуса, как это принято у иудеев, исключительно среди еврейского населения. Своеобразный, если можно так выразиться, прорыв совершает один из поздних апостолов Христа - Павел, который начинает проповедовать среди нееврейского населения по всему Средиземноморью. Так происходит раскол между христианством и иудаизмом.
Каким образом христианская религия заложила основу антисемитизму?
Первое противопоставление христианства и иудаизма мы находим в трудах апостола Павла, возможно, первого христианского автора. Если ранее для того, чтобы стать членом верующих во Христа, нужно было либо быть евреем, либо принять иудаизм, то Павел в четвертой главе послания к Галатам отрицает эту точку зрения.
Новый завет Христа, как пишет Павел, полностью заменил Ветхий, и никто больше не должен соблюдать заповеди закона, если он не является евреем.
Происходит противопоставление иудаизма и христианства: христианство- ново, иудаизм - стар; христианство - небесное, иудаизм - земное, христианство - духовное, иудаизм - телесное, христианство - добро, иудаизм - зло и т. д.
Еврей становится олицетворением слово "другое" в христианском Богословском дискурсе с середины I века. Как мы видим, христианские теологи с самого раннего периода утверждают христианские учения, отвергая те из них, которые принадлежали евреям, что в конечном итоге приводит к серии проповедей IV века "Adversus Judaeos" в переводе "Против иудеев".
Не таковы наши церкви; нет, они истинно страшны и ужасны. Ибо, где Бог, имеющий власть над жизнию и смертию; где так много говорят о вечных муках, об огненных реках, о ядовитом черве, о несокрушимых узах, о тьме кромешной, — то место страшно. А иудеи ничего этого и во сне её видят, так как живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов; только и знают, что есть да пить, драться из-за плясунов, резаться из-за наездников. Это ли, скажи мне, заслуживает почтения и страха?
(с) Иоанн Златоуст. Против иудеев.
Христианство утверждалось путем противопоставления иудаизму. Христианские верования подтверждались путем отрицания учений и практики евреев. Эта идея отрицания становится краеугольным камнем в традиции "Adversus Judaeos" ("против иудеев") в христианском богословии.
Как эта тема развивалась во времена, когда Римская Империя приняла христианство своей основной религией, и как евреи стали богоубийцами в христианском богословии говорим здесь.
Что почитать:
1. Бердяев. Христианство и антисемитизм.
2. Лев Поляков. История антисемитизма.
3. Gager, John G., The Origins of Anti-Semitism: Attitudes to Judaism in Pagan and Christian Antiquity