Добрый день или вечер :) давненько зрела у меня эта статья. Зрела и вызревала, как виноград самых "вкусных" французских винных провинций :). Сказать по-честному, я погорячилась с формулировкой: "Первый гвоздь в крышку гроба музыки как искусства".
Такое явление, которое я обозначила как "Принцип Dragonforce" - это далеко не number one (перевожу, если вдруг кто не понимает: "номер один") и не самое топовое, не самый мощный из этих "гвоздей", но весьма существенный. Но что это и с чем это едят? И почему это - именно гвоздь в крышку гроба?
Давайте, поясню.
Dragonforce - это такая британская группа, которая в Педивикии обозначена как самая быстрая. Да, группа числится как британская, но в ней участники разных стран, а основатель (как я понимаю) китаец (и вот тут-то как раз и есть "проблемка").
Возможно, спросите вы:
- "Дорогая Спинто С Пинтовна, что ж ты так китайцев-то не любишь?"
Да люблю, люблю я китайцев. И всех азиатов люблю. Вон, какие классные телефоны делают, а их замечательные свойства, такие как особая, странная и непонятная эмоциональность в сочетании с каменной "пятой точкой" (эпическим трудолюбием) сотворили в их собственной стране экономическое чудо. Но, вот, к сожалению, такие качества, внедряясь в европейскую музыкальную культуру, сильно способствуют тому, что превращают музыку в перфекционистический и своеобразный вид спорта.
Группа Dragonforce - отличный пример: гонка за рекордами, мерило "крутости" - количество нот в секунду.
Да, я здесь вспоминаю фразу из одного из самых любимых своих фильмов, под названием "Амадей":
Слишком много нот
Да, именно. Слишком много нот. В единицу времени.
И на что только не идут современные музыканты, чтобы привлечь внимание публики! Даже на это. Да, признаю, именно так. Превалирование техничности над интерпретацией.
А ведь, по сути, именно интерпретация делает музыку человечной, а не продуктом машинного труда. Ведь именно этот компонент - то, что должно цеплять, а не шокирование темпами, беглостью и прочими подобными вещами.
К сожалению, это не только в стилях вроде метала, рока и прогрессива (про прогрессив - отдельный разговор, будет отдельная статья, так что советую подписаться тем, кто захочет об этом почитать). Это - и в классике. Примеры - сплошь и рядом.
***
Ну вот. Только думала, что все, заканчиваю статью. Но вспомнила один любопытный кейс из моей юности. Как-то, уже (по-моему) после окончания музыкальной школы, мы с моей уже тогда бывшей учительницей по фортепиано пошли как-то летом на конкурс Чайковского. Прослушали все от начала и до конца, высидев порядочное количество времени. И да, очень много было участников из стран Азии. Даже, я бы сказала, большинство.
И вот, у меня было четкое ощущение, что это - не музыкальный конкурс, а спортивное соревнование. Соревнование в скорости, технике, перфекционизме. Машинальное безличие оттенков, просто наработанных благодаря железобетонным булкам, слишком правильная, слишком нарочитая динамика, которая особенно странно слушается в исполнении произведений русских композиторов почему-то.
И, пожалуй, тогда первый раз мне стало немного грустно от этого. Мне было мало лет, 15 или 16, но я практически расчувствовалась до состояния: "Все, это конец".
Аргументация? Какая аргументация? В этом вопросе она очень сложна, так как речь идёт о тонком чувствования скорее, но вот это чувство осталось со мной навсегда. И теперь, когда я вижу очередного азиатского исполнителя, "эффективного" как китайский топовый смартфон, я невольно возвращаюсь туда, в эти свои чувства.
Эх, ладно. Простыня получилась порядочная. Кто дочитал, тому спасибо :)
Кто подписался на канал и поставил пальчик вверх - чмоке от госпожи С Пинтовны.
Ну и приглашаю высказаться в комментарии, конечно же.