Писал хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали: "Слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Каждое нововведение - заблуждение", - из выражений с широким смыслом, который не упускает ничего. И это великая основа среди основ религии. Эти слова подобны другому его высказыванию: "Если кто-то ввел в это наше дело нечто, что не из него, то это будет отвергнуто". Таким образом, если кто-то что-то ввел и отнес это к религии, и отсутствует у этого (положения) основа в религии, к которой бы оно возвращалось, то (в таком случае) это - заблуждение, и религия непричастна к нему. Будь это вопросы убеждений, поступков или речей, явных и скрытых.
А что касается того, что есть в словах праведных предшественников (саляфов) из положительных отзывов о некоторых нововведениях, то это о нововведениях с точки зрения языка, не шариата. К этому относятся слова Умара, да будет доволен им Аллах, когда он собрал людей для выстаивания рамадана в мечети за одним имамом, потом вышел к ним, увидел их молящимися таким образом и сказал: "Это прекрасное нововведение". И передано от него, что он сказал: "Даже если это нововведение, то это прекрасное нововведение". И передано, что Убей ибн Ка'б сказал ему: "Такого раньше не было". Он ответил: "Я знаю. Но оно (то, что происходит) замечательно". Он имел ввиду, что того, что они делали, не было в таком виде до этого времени. Однако, у этого дела есть шариатские основы, к которым оно возвращается.
Из них то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал людей выстаивать рамадан, заинтересовывал их в этом, а люди в его время выстаивали молитвы в мечети отдельными группами и по одному. И он, мир ему и благословение Аллаха, молился со сподвижниками в рамадан более одной ночи, затем воздержался от этого, ссылаясь на опасение, что эта молитва станет для них предписанной, а они не смогут отдать ей должное. - И после него, мир ему и благословение Аллаха, насчет этой причины не было опасения".
См. "Джами' аль-'улюм уа аль-хикам" 2/783-785.
В этих словах важно обратить внимание на следующее:
- Он разделил нововведения на шариатские и языковые.
- Хадис "каждое нововведение - заблуждение" он отнес ко всем шариатским нововведениям, без исключения. И потому они все для него плохие.
- Правило по которому он разделил между плохими шариатскими нововведениями и хорошими языковыми заключается в следующем: если что-то ввели новое, у чего нет основы в шариате, то это нововведение, которое не может быть хорошим; а если ввели что-то новое, у чего есть основа в шариате, то оно не называется нововведением, и является похвальным новшеством.
- Все сообщения от саляфов о хороших нововведениях он отнес к нововведениям со стороны языка, но не счел их нововведениями в шариате.
Сразу стоит отметить, что хафиз Ибн Раджаб не одинок в таком подходе, и его разъяснение переведено потому, что является наиболее полным.
Источник и дополнения: Как относиться к выражению «хорошее нововведение» (бид’а хасана)?
Телеграм-канал: https://teleg.one/muntaqa_info
Наши страницы в социальных сетях:
twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte