Испанский флот в начале 20 века находился под полным влиянием Британии.Именно там испанское правительство заказывало проекты своих крупных боевых кораблей,именно английские прототипы были у испанских крейсеров 20-х годов.Испания в начале 20 века активно возрождала флот,принятые законы способствовали развитию отечественного судостроения,в итоге в 20-х годах испанский флот вышел на 4 место в Европе и 6 в мире.
Но в итоге испанский флот оказался чрезвычайно несбалансированным-дредноуты и мелкие корабли. Новая судостроительная программа парламентом была отклонена. Утвердили лишь постройку трех эсминцев ,трех подлодок и...скаута. Далеким от флота парламентариям ездили по ушам байками о постройке учебного корабля для подготовки скаутов-так ушлые моряки обыграли название класса крейсеров-разведчиков.Так как после спуска на воду дредноута «Альфонсо XIII» и отклонения парламентом программы по постройке очередной серии линкоров,верфи грозил простой,заинтересованные лица таким нехитрым способом решили загрузить ее хотя бы крейсером.
Для нового легкого крейсера испанского флота ,получившего название Reina Victoria Eugenia ,в честь супруги короля Альфонсо ХIII -королевы Виктории Евгении Баттенберг, источником вдохновения также послужили современные английские легкие крейсера типа "Чатам" .Первоначально название предназначалось для второй серии испанских линкоров,но проект остался только на бумаге и королеве достался лишь крейсер.
Корабль испанцами ,как всегда,был заложен на национальных верфях,в Эль Ферроле,фирмой Sociedad Española de Construcción Naval через месяц после спуска «АльфонсоXIII» . Крейсер Reina Victoria Eugenia стал первым испанским крейсером,заложенным после испано-американской войны. Строился он долго,английские поставщики из-за войны были чрезвычайно ненадежны и максимум заказов перевели на отечественные заводы,что увеличило и сроки и стоимость.
"Рейна Виктория Евгения" Reina Victoria Eugenia (1915-1931, "Республика " «Republica» -1931-1936, "Наварра" «Navarra» - 1936-1956 ) Заложен 31 марта 1915,спущен на воду 21 апреля 1920 г.,вступил в строй 15 января 1923 г.,исключен из состава флота в 1956 году
При постройке-
Водоизмещение:5 502 тонны (5590 т) стандартно,6348 тонн (6450 т) полной нагрузки, Длина 141 м,ширина15 м,осадка 4,80 м. Двигатели- редукторные турбины типа Parsons, 12 котлов типа Yarrow, 25 500 л.с. Привод:2 вала, Скорость:25,5 узла ,дальность 4500 миль(на15 узлах). Экипаж 404 человека.
Вооружение:
- 9 × 6-дюймовых (152 мм) орудий в одиночных установках,4 × 47-мм пушки,4 × 21-дюймовые (533 мм) торпедные аппараты (2x2) над водой
Броня:3 - 2-дюймовый пояс, 3-дюймовая палуба, 6-дюймовая вышка
После модернизации 1937-1938-
Водоизмещение — стандартное 5700 т, полное – 6500 т; длина – 134 м, ширина – 15 м; осадка – 4,8 м; скорость – 25 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; 25500 л.с.; запас топлива – 1,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 4000 миль; экипаж – 400 человек.
Бронирование: пояс – 50 — 31 мм, погреба — 102 мм, башни — 25 мм, палуба – 38 мм, рубка – 25 мм.
Вооружение: 6х1 – 152-мм орудий, 4х1 – 88-мм орудия, 4х1 – 20-мм зенитные автоматы.
В 1937-1938 гг. прошел модернизацию , ремонт включал замену старых угольных котлов на мазутные агрегаты. Была добавлена новая надстройка, шесть 6-дюймовых орудий были перемещены к центральной линии (четыре орудия были демонтированы). Также были установлены четыре немецких 88-мм зенитных пушки и торпедные аппараты. С 1941 г. служил в качестве учебного корабля, а в 1955 г. был списан.
Вступивший в строй "Рейна Виктория Евгения" стал единственным современным крейсером испанского флота и регулярно возил августейшее семейство в роли королевской яхты на каникулы в северную часть страны.
Во время Рифской войны "Рейна Виктория Евгения" служил флагманом действующей у берегов Марокко эскадры.Занимался обстрелами позиций берберов и блокадой побережья. С присоединением к операции французского флота,крейсер вернулся к выполнению представительских функций .В ноябре 1923 года вместе с линкорами «Хаиме I» и «Альфонсо XIII», эсминцами «Кадарсо» и «Вильямил», а также четырьмя субмаринами типа «В» он сопровождал королевскую семью во время ее визита в Специю и 1 декабря возвратилась в Барселону. Затем последовали визиты в Лиссабон, Сантандер.В 1924-1926 крейсер снова в боях,поддерживает десанты и обстреливает непокорных рифов.После гибели линкора "Эспанья" еще и занимается гидрографической съемкой. В феврале 1927 года корабль получает боевой флаг из рук своей королевы и опять участвует в эскорте августейшего семейства.
После провозглашения Второй испанской республики в 1931 году был переименован в "Республика". Со вступлением в строй новых крейсеров "Республика" постепенно переводится в резерв.
Во время франкистского мятежа корабль находился на ремонте в Кадисе , частично разукомплектованным и разоруженным. Экипаж в основном поддерживал марксистов и анархистов. С помощью экипажей кораблей власть в Кадисе сохранили республиканцы,но мятежники ввели в город войска и подавили сопротивление. Корабли,в т.ч. и "Республика" были захвачены,руководители матросов расстреляны. Как только старый крейсер попал под контроль франкистов, его превратили в плавучую тюрьму. Одновременно корабль окончательно разоружили; его орудия пошли на усиление береговой обороны в Сеуте и Кадисе.
В октябре 1936 «Республику» отбуксировали к Карраке и стали готовить к переводу на север.19 июня 1937 года многострадальный крейсер еще раз переименовали — на сей раз в «Наварру», в честь Наварры, исторической области Испании, активно поддержавшей Франко. С 24 по 28 июля итальянские буксиры «Плуто» и «Италия» провели уникальную операцию по буксировке корабля в Ферроль. Республиканский флот помешать франкистам не смог,.
Крейсер встал на длительную модернизацию с перевооружением и переоснащением.В конце весны 1938 года обновленный крейсер окончательно укомплектовали. 11 июля он получил первое боевое задание: вместе с «Канариасом» и «Альмиранте Серверой» перейти в Пальма-де-Мальорка, а затем приступить к дальней блокаде республиканского побережья. «Наварре», в частности, достался район Орана. В последние месяцы гражданской войны крейсер получил во франкистском флоте прозвище Sigamos a la flota (« Следуй за флотом ») после одноименного фильма с участием Фреда Астера и Джинджер Роджерс ,так как не мог угнаться за более быстроходными "Канариас" и " Альмиранте Сервера ".
В конце июля — начале августа крейсер вместе с минным заградителем «Хупитер» патрулировал в районе Мальты и Сардинии в тщетных попытках найти хоть одного контрабандиста. 21 августа его спешно направили в район Гибралтарского пролива: по поступившим сообщениям, республиканский эсминец «Хосе Луис Диес» после завершения ремонта во Франции со дня на день должен был попытаться прорваться в Средиземное море. Для франкистов все сложилось как нельзя лучше: эсминец вышел прямо на «Канариас», в ходе произошедшего боя получил повреждения и вынужден был укрыться в Гибралтаре. В этом бою «Наварра» не участвовала, хотя и внесла свою лепту, неся дежурство на одном из возможных маршрутов следования "Диеса".
После падения Каталонии настал черед еще одного оплота республиканцев— острова Менорки. Дальнейшая его оборона просто потеряла всякий смысл. На острове произошел антиправительственный мятеж, чем незамедлительно воспользовались франкисты, направив туда свои войска. 9 февраля из Пальма-де-Мальорка отправился большой конвой в составе пяти пароходов с частями 105-й дивизии генерала Лопеса Браво в сопровождении крейсера «Наварра», минного заградителя «Хупитер», эсминцев «Уэска» и «Теруэль». Высадка произошла без противодействия, и 12 февраля франкисты вошли в Маон.
21 февраля по поводу падения Каталонии генерал Франко принимал сухопутный парад, а на следующий день — морской. В 5.00 утра корабли начали выходить на внешний рейд Барселоны и, собравшись, взяли курс на Таррагону. Франко находился на борту вспомогательного крейсера «Map Негро». Первоначально над крейсером пролетели самолеты, а потом строем кильватера последовательно прошли основные силы эскадры: крейсера «Канариас», «Альмиранте Сервера», «Наварра», эсминцы«Уэска», «Сеута», «Теруэль», «Мелилья», подводные лодки «Хенераль Мола» и «Хенераль Санхурхо», канонерские лодки «Каналехас», «Дато», «Кановас дель Кастильо»; завершали строй минзаги «Болкано» и «Хупитер».
После праздничного завтрака на крейсере «Канариас» Франко отбыл в Таррагону, а «Наварра» вместе с остальными кораблями эскадры взяла курс на Пальму.
6 марта «Наварра» направилась в Сеуту для пополнения запасов, а после для заправки ушла в Малагу. Такая спешка объяснялась тем, что срочно требовалось осуществить проводку парохода «Кастильо де Олите» с десантниками на борту. Но предпринятые усилия оказались напрасными: республиканцам удалось потопить пароход еще до встречи с крейсером. Большинство из находящихся на борту попало в плен, однако все они вскоре оказались на свободе — республика пала.
29 марта вместе с «Канариасом» крейсер взял курс на Картахену. В это время дни республики были уже сочтены, и основная задача кораблей по блокаде побережья теперь уже состояла не в том, чтобы не выпускать из страны тех, кого генерал Франко объявил военными преступниками. Через два дня Картахена перешла под контроль франкистов, а «Наварра» взяла курс на Бизерту: ей предстояло сопровождать флот своих бывших противников, ранее интернированный Францией и теперь возвращавшийся назад.
На обратном пути после остановки в Пальме крейсер перешел в Кадис, где и встретил известие о заключении мира. Незамедлительно он отправился с визитами в различные испанские порты, где принял участие в многочисленных мероприятиях и празднествах, посвященных победе Франко.
Однако модернизация крейсера абсолютно не решила его проблем. Он так и остался обновленным устаревшим крейсером с малым ходом и слабым вооружением. Поэтому «Наварра» В 1941 году придали расположенной в Понтаведре (Виго) школе электриков и радиотелеграфистов.
Во время Второй мировой войне Испания соблюдала нейтралитет, «Наварра» выходила в море исключительно по учебной необходимости.
Особняком здесь стоят события сентября 1943 года, известные как «инцидент с подводной лодкой U-760».В ночь с 6 на 7 августа в районе Ла-Коруньи лодку обнаружил британский бомбардировщик «Веллингтон» из состава 179 эскадрильи. Атака английских пилотов стала для немцев полной неожиданностью, и, пока U-760 погружалась, несколько бомб взорвалось в непосредственной близости от ее бортов. Из-за сильной встряски вышел из строя дизель, так что ее командиру Отто Ульриху Блюму не оставалось ничего другого, как попытаться дойти до Виго на электромоторах.На рассвете 8 августа промышлявшие в этом районе рыболовные траулеры «Нуэбо Флорентине Лаго» и «Сальвадор Лаго» были привлечены сигнальными огнями, зажженными на палубе германской субмарины. Отбуксировав лодку к порту Бигуес, траулеры «сдали» ее «Наварре». Тяжело поврежденную U-760 отвели вглубь бухты, где она и оставалась до конца войны, а во избежание внезапного выхода лодки в море, с нее демонтировали валы дизелей, переправив на борт крейсера.После войны субмарину передали в распоряжение союзников, которые вместе с другими трофейными немецкими кораблями уничтожили ее в Северной Атлантике (операция «Дэдлайт»).
В 1946 году в Морском министерстве появилась идея очередного переоборудования корабля — на сей раз в крейсер ПВО по типу «Мендеса Нуньеса», но вовремя передумали, ограничившись увеличением числа 20-мм автоматов: сначала до 16, а потом до 23. До окончания своей карьеры корабль оставался учебным. В 1947 году машины «Наварры» разукомплектовали, и он превратился в прикрепленный к Виго понтон при школе связи и электриков флота. Несмотря на ряд проектов, позволявших продлить жизнь еще вполне крепкому корпусу бывшего крейсера, 3 декабря 1955 года «Наварру» исключили из списков флота, отбуксировали в Авилу и на следующий год разобрали на металл.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам