Рок-музыка в Миассе зазвучала в начале 60-х. В ДК автомобилестроителей играл ВИА «Ритм», лихо исполнявший «Камалонгу твист ча-ча» («Lets Twist Again» Чабби Чекера) и другую нетленку. По воспоминаниям миасцев, давно ставший легендой «Ритм» за победу в каком-то конкурсе был даже награжден поездкой за границу (тут показания очевидцев расходятся, кто говорит - в Швецию, кто - в Ирландию, кто - в Финляндию).
В 70-е в продвинутом Миассе играть банальные кавера стало скучно. Во всем мире на топе был арт-рок, модным считалось создавать крупные музыкальные формы, и этот тренд не прошел мимо Ильменского хребта. Тем более что в городе функционировало свое музыкальное училище, куда ехали за знаниями и творчеством юные таланты со всей горнозаводской зоны Урала. И целиком состоявшая из выпускников музучилища миасская группа № 1 того вдохновенного десятилетия «Вдохновение» сочинила целую рок-сюиту «Легенда о горном озере Геккель».
- За основу мы взяли слова поэмы Павла Антокольского, музыку сочинил я, а аранжировки сделали вместе, - говорит лидер «Вдохновения» Евгений Петров. – Играли тогда квартетом: гитара, ритм-секция и клавишные. Базировались в городском Доме культуры и премьеру рок-сюиты сделали прилично, с группой тогда работали светотехники, звукооператоры, был даже конферансье, который перед началом нашего выступления пересказывал в доступной форме сюжет сюиты, чтобы массовой публике было понятно то, что мы играем. Слова либретто мы дополнительно печатали небольшими книжечками и раздавали на концерте.
А еще «вдохновенцы» были единообразно и фирменно одеты. Умопомрачительно стильные комбинезоны из коричневой кожи для всех музыкантов сшила мама Евгения Петрова. Но еще круче была обувь, на сцену гении ильменского арт-рока выходили в ботинках на высоченной платформе, никакой Kiss с Элтоном Джоном рядом не стояли. Заказ был сделан у знакомого сапожника-армянина.
- Мы старались играть только оригинальные вещи, - вспоминает ударник «Вдохновения» Николай Гурьев. – В качестве исключения по моей просьбе группа исполняла разве что пьесу Билли Кобэма – «Stratus», где я выдавал соло на барабанах. Но для того, чтобы на концертах играть свою музыку, приходилось идти на компромисс - представлять на сцене творения официальных советских композиторов. Мы подошли к делу с фантазией и сочинили энергичную хард-роковую обработку патриотической песни «Топот копыт, рысью всадник летит». Понравилось и публике, и комсомольскому начальству! После этого мы смогли спокойно вернуться исключительно к авторским композициям.
Вот что получается, когда любишь Deep Purple, а к исполнению разрешена только Пахмутова
В разные годы во «Вдохновении» играли Александр Вишневский, Владимир Гузняев, Олег Палагин, Сергей Смелов, Роман Фурсов, Вячеслав Драчев – инструменталисты для Миасса знаковые, получившие известность не только в своем городе, но и в Москве, и в Германии. Группа Петрова выступила этакой городской кузницей рок-кадров. Тот же Сергей Самсонов вначале был всего лишь техником, помогавшим Гурьеву настраивать ударную установку, затем он сам играл в группе на барабанах, а затем…
А затем в 1984 году в Миассе появилось «Рок-лото» с базой в ДК автомобилестроителей. Вскоре в коллектив пришел экс-«вдохновенец» Сергей Самсонов, и об этом человеке следует сказать особо. Талантливый музыкант и целеустремленный человек, он на протяжении 30 лет развивает музыкальную жизнь Миасса. Благодаря ему, ДК автомобилестроителей стал настоящим культурным центром, в котором до сих пор проводятся музыкальные фестивали и работают студии звукозаписи. При поддержке Самсонова во дворце начинали свой путь такие известные миасские музыканты, как Геннадий Кирилкин (группа «МП-3»), Сергей Досталев («Паприка»), Руслан Сайгаков («CliffStiff», «Пунш»). В студии «Самсон» записали свои альбомы многие миасские ансамбли. Сумело отличиться собственно и «Рок-лото», в 1986-м группа становится лауреатом областного конкурса «Юность комсомольская моя». Как иронично заметил Сергей: «Мы были первой миасской рок-группой с медалями». Ансамбль начал активно гастролировать, сыграл на фестивале «Форманта» в Качканаре, в 90-м выступил на одной сцене с «Агатой Кристи» и «Бригадой С» в ходе грандиозного концерта «Мечел-90» в Челябинске. «Рок-лото» по праву может считаться первой миасской рок-группой, достигшей настоящей известности и популярности, о ней писали в газетах, ее концерты показывали по миасскому телевидению. К сожалению, осталось очень мало качественных записей песен той поры, ребята были увлечены исключительно живыми выступлениями. История группы завершилась в 1992 году. «Наступили другие времена - дискотеки, клубы, - сетует Сергей Самсонов, - наш хард-рок стал не нужен, Deep Purple слушать перестали, кругом был Сергей Минаев».
Эстафету успеха приняла группа «Присутствие выбора». Первое выступление этой команды осенью 1990 года было не вполне удачным. «Мы по какому-то недоразумению устроили свой концерт в ходе дискотеки, - вспоминает лидер и гитарист «ПВ» Виктор Гуревич. – Люди танцуют, развлекаются, а тут мы со своим тяжелым роком. Не вписались!». Произошедшее фиаско только подстегнуло начинающих рок-музыкантов. Все лето 1991 года они творили, упорно репетировали, придумывали аранжировки. И совершали открытия. В песне «Ветка сирени на твоем окне», текст которой написал Алексей Кокарев, прозвучали характерные гранжевые риффы, очень похожие на то, что будет играть группа Nirvana. Разумеется, в 91-м в провинциальном Миассе не было никаких записей знаменитого американского коллектива. И Интернета тогда не было. «На двух разных континентах независимо друг от друга появлялась похожая музыка», - смеется Гуревич.
Второй концерт «Присутствия выбора» был гораздо более успешным. И немедленно у парней появляется желание записать свой первый альбом. По крохам музыканты стали собирать необходимую аппаратуру - микшерный пульт, ревербератор, магнитофон «Олимп». Дебютный альбом был записан без использования наложения, практически с первого дубля. А затем «Присутствие выбора» пригласил в свою студию Сергей Самсонов, долго с ними репетировал, выполняя, по сути, функцию продюсера, результатом стал альбом «Река Иордан». Слушатели отметили в нем не только классные мелодии, но и глубокие философские тексты.
Самсонов вывел группу на новый уровень, «Присутствие выбора» начинает участвовать в областных конкурсах. Сначала это был фестиваль «Арт-платформа» в Магнитогорске, затем «Арт-старт» в Челябинске, на котором в 1995 году «ПВ» получили самые высокие оценки жюри. Затем начал меняться состав, приходит и уходит Максим Войтов, он впоследствии будет играть на барабанах в таких известных на всю страну командах, как «Кукрыниксы» и «Мультfильмы». Этот факт говорит об истинном музыкальном уровне провинциальных музыкантов. «Присутствие выбора», окажись в Москве или Питере, наверняка стояло бы вровень со столичными коллективами. За барабаны сел Николай Гурьев, представитель старшего поколения миасских рокеров.
У этого человека интереснейшая биография. Профессиональный музыкант, начав играть в 70-х, он потом надолго уехал из Миасса и работал на круизных лайнерах Тихоокеанской флотилии. Затем он опять вернулся на Урал, выступая и записываясь практически со всеми ансамблями города. Обыгрывая звучание его фамилии, его называют «Гуру» барабанов. Вместе с Гурьевым «ПВ» выпускает альбом «Баррикады любви» и начинает бурную гастрольно-концертную деятельность. Группа радовала местных зрителей в ДК «Юность» и в «Прометее», часто ездила в Челябинск, выступая на одной сцене вместе со знаменитым «Ариэлем», о коллективе стали чаще рассказывать городские СМИ, а песни зазвучали на телевидении. В 1999 году в ДК автомобилестроителей «Присутствие выбора» дало большой сольный концерт «Праздник потерянных душ», и он стал, пожалуй, самым запомнившимся в истории «ПВ». В 2000 году в Миассе впервые был организован «пивной» рок-фестиваль - прообраз будущего «Уральского рубежа». В течение двух дней на сцене, возведенной на пустыре, где теперь построен торгово-развлекательный комплекс «Медео», бушевали рок-страсти, рубились группы со всей Челябинской области, и среди всех блестяще отыграли свою программу музыканты из «ПВ», но это был их последний концерт. Репетиции прекратились, бывшие единомышленники разъехались по разным городам. Но остались их записи, которые свидетельствуют о высоком профессиональном уровне группы, просуществовавшей в Миассе целых десять лет. Своими выступлениями «Присутствие выбора» создало особую творческую атмосферу, способствующую зарождению по-настоящему массового рок-движения в Миассе.
В конце 90-х город переживал настоящий рок-н-ролльный бум. Проходят фестивали «Рок у озера», в центре города гремят масштабные концерты с приглашением гостей из Челябинска. По инициативе Николая Гурьева в ДК «Динамо» проводятся регулярные сейшены, где за вечер выступало по пять-шест команд, и зал был всегда битком. Snake Spirit, «Пунш», «Велес», «Старик Белисарио», «Бумеранги»… Последние, несмотря на постоянно обновляющийся состав, до сих пор остаются одной из самых заметных групп в Миассе, покоряя слушателей мощным сочетанием драйва и лирики.
Здесь уместно сделать небольшое отступление и рассказать о том, как развивалось рок-движение на Машгородке. В 70-е годы в этой части Миасса существовали только вокально-инструментальные ансамбли, исполнявшие отечественные эстрадные песни, иногда разбавляя советский стандартный репертуар хитами «Машины времени». При этом материальная база ДК «Прометей» была в то время несравненно лучше, чем на автозаводе. В «Прометее» был великолепный немецкий аппарат, но допускались до него немногие (ВИА недолюбливали младорокеров), в отличие от ГДК в старой части, где техника была попроще, но и люди там были подобрее. Зато в 80-х выпускники школ Машгородка разъезжались учиться в столичные вузы и привозили оттуда самую актуальную музыкальную информацию. И это был не Deep Purple или Scorpions, а модный, хотя и находящийся под негласным запретом русский рок, не случайно именно на Машгородке в 1985 - 1986 годах состоялись концерты «Аквариума», «Кино», «Мистера Твистера», Юрия Наумова, организованные местным клубом филофонистов. Этот же клуб выпускал собственный самиздатовский журнал «Филофонист», который по профессиональному уровню текстов и графической модели не уступал столичным «Урлайту», «Зомби» и «Рокси». Если на автозаводе и в старой части для миасских рокеров важнее была музыка, то на «умном» Машгородке - тексты. И каждая игравшая и репетировавшая здесь группа была по-своему уникальна: «ТР», «Бульдозер», «Трэк», ROCKot, «Урал», «Рифф», лидер которого Дмитрий Кожейкин пытался создать официальный миасский рок-клуб и даже наладил регулярный приезд в свой город команд из Челябинска. Создать рок-клуб в Миассе не удалось. Начиналась другая эпоха. Из душных подвалов рок в начале 2000-х годов вышел на открытый воздух, пришло время фестивалей в формате open-air, организаторами которых выступали в том числе и миасские музыканты. Выбор Миасса как площадки для крупных шоу типа «Уральского рубежа» и «Торнадо» не был случайным, в городе существовало достаточно мощное рок-движение.
Еще одна гордость Миасса - группа Aerium, пожалуй, единственная миасская команда с оперным женским вокалом (пела студентка колледжа искусств Вероника Севостьянова) и симфо-металлическим сопровождением. Все песни были на английском языке и по стилистике напоминали композиции финской Nightwish с Тарьей Турунен. Aerium записал полноценный альбом, три песни из которого - «Song For The Dead King», «Sentinel», «Wanderer» - были высоко оценены владельцем американского лейбла Sentinel steel Денисом Галби. Aerium принял участие в съемках клипа на песню Олега Митяева «Печали Каменного пояса» (кавер-версия), где главную роль сыграл известный артист Сергей Безруков. Успех ансамбля был заслуженным, хотя и не всем в Миассе по душе была продвинутая англоязычная музыка.
В 2005 году Андреем Гладковым была создана группа «Зеленая миля». В первый состав вошли Алексей Пикулин (бас) и Дмитрий Кожейкин (ударные). В 2006 году в коллектив приходит лидер-гитарист Владимир Гузняев (экс-«Вдохновение»), а место за ударной установкой занимает Геннадий Зимин. Окончательно состав ансамбля сформировался с приходом в него Сергея Глазкова, музыканта, играющего на банджо, скрипке, мандолине, губной гармошке и многих других инструментах. Автором всех песен группы является Андрей Гладков. В пестрой палитре миасского рока стиль «Зеленой мили» привлекает стойкой приверженностью к лучшим традициям ритм-энд-блюза и кантри. Не стремясь за музыкальной модой, команда тем не менее остается остро современной - и в песнях, в которых бьется тревожный пульс времени («Времена», «Сопротивление»), и в лирических философских балладах («Шаманы», «Джонни Уокер»), и в ироничных зарисовках («Потусторонний объект», «Одинокий дворник»). В 2017 году «Зеленая миля» записала свой второй альбом — «Бессонница».
В начале 10-х годов появились новые группы, самыми заметными из которых являются «Метод дыхания», «Сорок пять минут», «Апофеоз». А это значит, история рок-музыки в Миассе не окончилась.
- «Легенду об озере Геккель» мы заканчивали шестой ступенью, оставляя определенную незавершенность, - улыбается создатель группы «Вдохновение» Евгений Петров. – Финал открыт – все только начинается!