Найти в Дзене
Грибанов Роман

Рок around Миасс. Город машин и ракет

Гуру миасского рок-н-ролла Николай Гурьев по-прежнему в строю
Гуру миасского рок-н-ролла Николай Гурьев по-прежнему в строю

Рок-музыка в Миассе зазвучала в начале 60-х. В ДК автомобилестроителей играл ВИА «Ритм», лихо исполнявший «Камалонгу твист ча-ча» («Lets Twist Again» Чабби Чекера) и другую нетленку. По воспоминаниям миасцев, давно ставший легендой «Ритм» за победу в каком-то конкурсе был даже награжден поездкой за границу (тут показания очевидцев расходятся, кто говорит - в Швецию, кто - в Ирландию, кто - в Финляндию).
В 70-е в продвинутом Миассе играть банальные кавера стало скучно. Во всем мире на топе был арт-рок, модным считалось создавать крупные музыкальные формы, и этот тренд не прошел мимо Ильменского хребта. Тем более что в городе функционировало свое музыкальное училище, куда ехали за знаниями и творчеством юные таланты со всей горнозаводской зоны Урала. И целиком состоявшая из выпускников музучилища миасская группа № 1 того вдохновенного десятилетия
«Вдохновение» сочинила целую рок-сюиту «Легенда о горном озере Геккель».

Играет "Вдохновение"
Играет "Вдохновение"

- За основу мы взяли слова поэмы Павла Антокольского, музыку сочинил я, а аранжировки сделали вместе, - говорит лидер «Вдохновения» Евгений Петров. – Играли тогда квартетом: гитара, ритм-секция и клавишные. Базировались в городском Доме культуры и премьеру рок-сюиты сделали прилично, с группой тогда работали светотехники, звукооператоры, был даже конферансье, который перед началом нашего выступления пересказывал в доступной форме сюжет сюиты, чтобы массовой публике было понятно то, что мы играем. Слова либретто мы дополнительно печатали небольшими книжечками и раздавали на концерте.

А еще «вдохновенцы» были единообразно и фирменно одеты. Умопомрачительно стильные комбинезоны из коричневой кожи для всех музыкантов сшила мама Евгения Петрова. Но еще круче была обувь, на сцену гении ильменского арт-рока выходили в ботинках на высоченной платформе, никакой Kiss с Элтоном Джоном рядом не стояли. Заказ был сделан у знакомого сапожника-армянина.

- Мы старались играть только оригинальные вещи, - вспоминает ударник «Вдохновения» Николай Гурьев. – В качестве исключения по моей просьбе группа исполняла разве что пьесу Билли Кобэма – «Stratus», где я выдавал соло на барабанах. Но для того, чтобы на концертах играть свою музыку, приходилось идти на компромисс - представлять на сцене творения официальных советских композиторов. Мы подошли к делу с фантазией и сочинили энергичную хард-роковую обработку патриотической песни «Топот копыт, рысью всадник летит». Понравилось и публике, и комсомольскому начальству! После этого мы смогли спокойно вернуться исключительно к авторским композициям.

Вот что получается, когда любишь Deep Purple, а к исполнению разрешена только Пахмутова

В разные годы во «Вдохновении» играли Александр Вишневский, Владимир Гузняев, Олег Палагин, Сергей Смелов, Роман Фурсов, Вячеслав Драчев – инструменталисты для Миасса знаковые, получившие известность не только в своем городе, но и в Москве, и в Германии. Группа Петрова выступила этакой городской кузницей рок-кадров. Тот же Сергей Самсонов вначале был всего лишь техником, помогавшим Гурьеву настраивать ударную установку, затем он сам играл в группе на барабанах, а затем…

А затем в 1984 году в Миассе появилось «Рок-лото» с базой в ДК автомобилестроителей. Вскоре в коллектив пришел экс-«вдохновенец» Сергей Самсонов, и об этом человеке следует сказать особо. Талантливый музыкант и целеустремленный человек, он на протяжении 30 лет развивает музыкальную жизнь Миасса. Благодаря ему, ДК автомобилестроителей стал настоящим культурным центром, в котором до сих пор проводятся музыкальные фестивали и работают студии звукозаписи. При поддержке Самсонова во дворце начинали свой путь такие известные миасские музыканты, как Геннадий Кирилкин (группа «МП-3»), Сергей Досталев («Паприка»), Руслан Сайгаков («CliffStiff», «Пунш»). В студии «Самсон» записали свои альбомы многие миасские ансамбли. Сумело отличиться собственно и «Рок-лото», в 1986-м группа становится лауреатом областного конкурса «Юность комсомольская моя». Как иронично заметил Сергей: «Мы были первой миасской рок-группой с медалями». Ансамбль начал активно гастролировать, сыграл на фестивале «Форманта» в Качканаре, в 90-м выступил на одной сцене с «Агатой Кристи» и «Бригадой С» в ходе грандиозного концерта «Мечел-90» в Челябинске. «Рок-лото» по праву может считаться первой миасской рок-группой, достигшей настоящей известности и популярности, о ней писали в газетах, ее концерты показывали по миасскому телевидению. К сожалению, осталось очень мало качественных записей песен той поры, ребята были увлечены исключительно живыми выступлениями. История группы завершилась в 1992 году. «Наступили другие времена - дискотеки, клубы, - сетует Сергей Самсонов, - наш хард-рок стал не нужен, Deep Purple слушать перестали, кругом был Сергей Минаев».

Рубится "Рок-лото"
Рубится "Рок-лото"

Эстафету успеха приняла группа «Присутствие выбора». Первое выступление этой команды осенью 1990 года было не вполне удачным. «Мы по какому-то недоразумению устроили свой концерт в ходе дискотеки, - вспоминает лидер и гитарист «ПВ» Виктор Гуревич. – Люди танцуют, развлекаются, а тут мы со своим тяжелым роком. Не вписались!». Произошедшее фиаско только подстегнуло начинающих рок-музыкантов. Все лето 1991 года они творили, упорно репетировали, придумывали аранжировки. И совершали открытия. В песне «Ветка сирени на твоем окне», текст которой написал Алексей Кокарев, прозвучали характерные гранжевые риффы, очень похожие на то, что будет играть группа Nirvana. Разумеется, в 91-м в провинциальном Миассе не было никаких записей знаменитого американского коллектива. И Интернета тогда не было. «На двух разных континентах независимо друг от друга появлялась похожая музыка», - смеется Гуревич.

Второй концерт «Присутствия выбора» был гораздо более успешным. И немедленно у парней появляется желание записать свой первый альбом. По крохам музыканты стали собирать необходимую аппаратуру - микшерный пульт, ревербератор, магнитофон «Олимп». Дебютный альбом был записан без использования наложения, практически с первого дубля. А затем «Присутствие выбора» пригласил в свою студию Сергей Самсонов, долго с ними репетировал, выполняя, по сути, функцию продюсера, результатом стал альбом «Река Иордан». Слушатели отметили в нем не только классные мелодии, но и глубокие философские тексты.

Самсонов вывел группу на новый уровень, «Присутствие выбора» начинает участвовать в областных конкурсах. Сначала это был фестиваль «Арт-платформа» в Магнитогорске, затем «Арт-старт» в Челябинске, на котором в 1995 году «ПВ» получили самые высокие оценки жюри. Затем начал меняться состав, приходит и уходит Максим Войтов, он впоследствии будет играть на барабанах в таких известных на всю страну командах, как «Кукрыниксы» и «Мультfильмы». Этот факт говорит об истинном музыкальном уровне провинциальных музыкантов. «Присутствие выбора», окажись в Москве или Питере, наверняка стояло бы вровень со столичными коллективами. За барабаны сел Николай Гурьев, представитель старшего поколения миасских рокеров.

"Присутствие выбора"
"Присутствие выбора"

У этого человека интереснейшая биография. Профессиональный музыкант, начав играть в 70-х, он потом надолго уехал из Миасса и работал на круизных лайнерах Тихоокеанской флотилии. Затем он опять вернулся на Урал, выступая и записываясь практически со всеми ансамблями города. Обыгрывая звучание его фамилии, его называют «Гуру» барабанов. Вместе с Гурьевым «ПВ» выпускает альбом «Баррикады любви» и начинает бурную гастрольно-концертную деятельность. Группа радовала местных зрителей в ДК «Юность» и в «Прометее», часто ездила в Челябинск, выступая на одной сцене вместе со знаменитым «Ариэлем», о коллективе стали чаще рассказывать городские СМИ, а песни зазвучали на телевидении. В 1999 году в ДК автомобилестроителей «Присутствие выбора» дало большой сольный концерт «Праздник потерянных душ», и он стал, пожалуй, самым запомнившимся в истории «ПВ». В 2000 году в Миассе впервые был организован «пивной» рок-фестиваль - прообраз будущего «Уральского рубежа». В течение двух дней на сцене, возведенной на пустыре, где теперь построен торгово-развлекательный комплекс «Медео», бушевали рок-страсти, рубились группы со всей Челябинской области, и среди всех блестяще отыграли свою программу музыканты из «ПВ», но это был их последний концерт. Репетиции прекратились, бывшие единомышленники разъехались по разным городам. Но остались их записи, которые свидетельствуют о высоком профессиональном уровне группы, просуществовавшей в Миассе целых десять лет. Своими выступлениями «Присутствие выбора» создало особую творческую атмосферу, способствующую зарождению по-настоящему массового рок-движения в Миассе.

В конце 90-х город переживал настоящий рок-н-ролльный бум. Проходят фестивали «Рок у озера», в центре города гремят масштабные концерты с приглашением гостей из Челябинска. По инициативе Николая Гурьева в ДК «Динамо» проводятся регулярные сейшены, где за вечер выступало по пять-шест команд, и зал был всегда битком. Snake Spirit, «Пунш», «Велес», «Старик Белисарио», «Бумеранги»… Последние, несмотря на постоянно обновляющийся состав, до сих пор остаются одной из самых заметных групп в Миассе, покоряя слушателей мощным сочетанием драйва и лирики.

Здесь уместно сделать небольшое отступление и рассказать о том, как развивалось рок-движение на Машгородке. В 70-е годы в этой части Миасса существовали только вокально-инструментальные ансамбли, исполнявшие отечественные эстрадные песни, иногда разбавляя советский стандартный репертуар хитами «Машины времени». При этом материальная база ДК «Прометей» была в то время несравненно лучше, чем на автозаводе. В «Прометее» был великолепный немецкий аппарат, но допускались до него немногие (ВИА недолюбливали младорокеров), в отличие от ГДК в старой части, где техника была попроще, но и люди там были подобрее. Зато в 80-х выпускники школ Машгородка разъезжались учиться в столичные вузы и привозили оттуда самую актуальную музыкальную информацию. И это был не Deep Purple или Scorpions, а модный, хотя и находящийся под негласным запретом русский рок, не случайно именно на Машгородке в 1985 - 1986 годах состоялись концерты «Аквариума», «Кино», «Мистера Твистера», Юрия Наумова, организованные местным клубом филофонистов. Этот же клуб выпускал собственный самиздатовский журнал «Филофонист», который по профессиональному уровню текстов и графической модели не уступал столичным «Урлайту», «Зомби» и «Рокси». Если на автозаводе и в старой части для миасских рокеров важнее была музыка, то на «умном» Машгородке - тексты. И каждая игравшая и репетировавшая здесь группа была по-своему уникальна: «ТР», «Бульдозер», «Трэк», ROCKot, «Урал», «Рифф», лидер которого Дмитрий Кожейкин пытался создать официальный миасский рок-клуб и даже наладил регулярный приезд в свой город команд из Челябинска. Создать рок-клуб в Миассе не удалось. Начиналась другая эпоха. Из душных подвалов рок в начале 2000-х годов вышел на открытый воздух, пришло время фестивалей в формате open-air, организаторами которых выступали в том числе и миасские музыканты. Выбор Миасса как площадки для крупных шоу типа «Уральского рубежа» и «Торнадо» не был случайным, в городе существовало достаточно мощное рок-движение.

Еще одна гордость Миасса - группа Aerium, пожалуй, единственная миасская команда с оперным женским вокалом (пела студентка колледжа искусств Вероника Севостьянова) и симфо-металлическим сопровождением. Все песни были на английском языке и по стилистике напоминали композиции финской Nightwish с Тарьей Турунен. Aerium записал полноценный альбом, три песни из которого - «Song For The Dead King», «Sentinel», «Wanderer» - были высоко оценены владельцем американского лейбла Sentinel steel Денисом Галби. Aerium принял участие в съемках клипа на песню Олега Митяева «Печали Каменного пояса» (кавер-версия), где главную роль сыграл известный артист Сергей Безруков. Успех ансамбля был заслуженным, хотя и не всем в Миассе по душе была продвинутая англоязычная музыка.

В 2005 году Андреем Гладковым была создана группа «Зеленая миля». В первый состав вошли Алексей Пикулин (бас) и Дмитрий Кожейкин (ударные). В 2006 году в коллектив приходит лидер-гитарист Владимир Гузняев (экс-«Вдохновение»), а место за ударной установкой занимает Геннадий Зимин. Окончательно состав ансамбля сформировался с приходом в него Сергея Глазкова, музыканта, играющего на банджо, скрипке, мандолине, губной гармошке и многих других инструментах. Автором всех песен группы является Андрей Гладков. В пестрой палитре миасского рока стиль «Зеленой мили» привлекает стойкой приверженностью к лучшим традициям ритм-энд-блюза и кантри. Не стремясь за музыкальной модой, команда тем не менее остается остро современной - и в песнях, в которых бьется тревожный пульс времени («Времена», «Сопротивление»), и в лирических философских балладах («Шаманы», «Джонни Уокер»), и в ироничных зарисовках («Потусторонний объект», «Одинокий дворник»). В 2017 году «Зеленая миля» записала свой второй альбом — «Бессонница».

Андрей Гладков и "Зеленая миля"
Андрей Гладков и "Зеленая миля"

В начале 10-х годов появились новые группы, самыми заметными из которых являются «Метод дыхания», «Сорок пять минут», «Апофеоз». А это значит, история рок-музыки в Миассе не окончилась.

- «Легенду об озере Геккель» мы заканчивали шестой ступенью, оставляя определенную незавершенность, - улыбается создатель группы «Вдохновение» Евгений Петров. – Финал открыт – все только начинается!