Справочно. Рекламные звонки и смс являются законными только тогда, когда Вы сами дали согласие на получение такой рекламы (статья 18 Закона «О рекламе» и статья 15 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»
Очень часто вы даже не подозреваете, что дали такое согласие. Вспомним все галочки-согласия при оформлении скидочных, дисконтных, бонусных или клубных карт или при регистрации на сайтах.
Не рассматриваю вариант – не брать трубку совсем с незнакомых номеров. Потому что ситуации могут быть разные – вы ждёте курьера с пиццей, звонка от потенциального работодателя. Опять же сколько раз были случаи, когда у ребёнка разряжался телефон, и она звонила с одноклассничьего и т.д.
Итак.
1. Пусть представится – имя, компания. И пусть назовут точное название своей фирмы, а не "компания по предоставлению информационных бесплатных услуг". ИНН так точно у всех должно быть. Если это жулики (про них мы будем отдельно и подробно в другой раз), то где-то здесь они уже должны сами сбросить.
Как-то был мне звонок (через 10 минут, после того как я перевела деньги через Сбер-Онлайн человеку по имени Антон – надёжному давно знакомому товарищу).
Звонок из якобы службы безопасности банка почему-то ВТБ о том, что вот прям сейчас некто Антон (отчество не помню какое назвали, но неправильное) пытается перевод сделать с моей карты. А голос у этой «службы безопасности» был такой, знаете, из разряда: ихний, евонный, звОнит…. Я вошла в образ и говорю – «Слышите, как я разговариваю? Вот так служба безопасности разговаривает, а вам, - говорю, необходимо над собой поработать».
Главное – дать понять, что с вас они ничего не получат. Это основное для всех типов звонков – и рекламных, и мошеннических.
2. Само собой, сослаться на вышеозначенные законы и поинтересоваться, откуда у них ваше согласие. Тут же говорите, что если оно даже и есть – вы его отзываете. И обращаете их внимание на то, что звонок записывается. По возможности – так и сделайте – запишите - благо гаджеты теперь оснащены.
3. Сказать, что вам нет и 18 лет, даже если по голосу вам «не шешнадцать», операторы обязаны верить на слово, а с недееспособными лицами компания работать не может.
4. Же не манж па си жур. Заговорите на иностранном языке. Возможно, оператор на другом конце знает английский, французский (что навряд ли), тогда перейдите на «бабмарбия киргуду», несите тарабарщину. Две минуты позора – и вас операторы сами со всех списков исключат.
А ещё есть хитрый способ узнать откуда взят Ваш телефон. Понятно, что в различных учреждениях (МФЦ например) или при устройстве на работу вы даёте своё настоящее имя. А вот при подаче объявлений на сайтах можно и переименоваться. И вы сразу поймёте по имени, которое назовёт оператор, откуда уши растут.
Информация о компании, которая использует ваши персональные данные, может быть полезна, если вы захотите написать жалобу в ФАС на незаконную рекламу смс Порядок подачи жалобы в ФАС или в Роскомнадзор на незаконную обработку персональных данных.
Будьте бдительны!