Найти тему
История моды с Марьяной С.

Наряды Зинаиды Юсуповой

О своей матери, блестящей красавице Зинаиде Николаевне Юсуповой её сын Феликс писал: "Одевалась она изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире, и носила их только в особых случаях". К услугам этой женщины, одной из самых богатых в России, был весь мир. Однако "княгиня Сияние" не переносила кричащей роскоши и всегда одевалась с тонким вкусом.

Давайте посмотрим на портрет, где она изображена со огромной жемчужиной "Пелегриной".

Зинаида Юсупова, Франсуа Фламенг, 1894. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Зинаида Юсупова, Франсуа Фламенг, 1894. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Обычно, описывая этот портрет, пишут о роскошном, великолепном наряде княгини. А я добавлю: поверьте, он прекрасен в своей сдержанности. Мода середины 1890-х - это огромные рукава, это насыщенные краски, это сочетание нескольких цветов в одном платье. А наряд Юсуповой - это бледно-розовый шёлк и лаконичная, по меркам той поры, отделка кружевами. Всё это изысканно и очень дорого, но вместе с тем просто.

Кстати, глядя на тёмный мех на фоне светлого платья, вспоминаю ещё один эпизод из мемуаров Феликса Юсупова, относящийся к 1896: "В раннем детстве моей самой большой радостью было видеть матушку в нарядных платьях. Помню до сих пор платье абрикосового бархата с собольей оторочкой, в каком красовалась она на приеме в честь китайского министра Ли Хунчжана, бывшего проездом в Петербурге. В пандан к платью матушка надела брильянтовое колье с черным жемчугом".

Зинаида Юсупова, Валентин Серов, 1900-02. Из коллекции Государственного Русского музея
Зинаида Юсупова, Валентин Серов, 1900-02. Из коллекции Государственного Русского музея

Что касается знаменитого портрета кисти Серова, то однажды мне встретилось платье, которое пусть и не принадлежало Юсуповой, всё равно напоминает мне о ней. Есть что-то общее, правда?

А вот это платье действительно принадлежало ей. Оно создано тогда, когда Париж, а вслед за ним весь мир, вот уже несколько лет как сходил с ума от ярких красок русских балетов, что находило отражение в моде. Однако платье Юсуповой очень сдержанное: белый атласных чехол, поверх него чёрный тюль, вышитый белым бисером, отделка чёрным бархатом. И только немного цвета - сиреневая шёлковая хризантема у пояса и по краю декольте. Да, ей в ту пору уже за 60, и за её спиной тяжелая потеря - смерть старшего сына. Но, поверьте, такие обстоятельства далеко не всех дам удерживали от соблазна.

Вечернее платья от дома мод Drecoll, 1913-14. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Вечернее платья от дома мод Drecoll, 1913-14. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Но иногда Зинаида Николаевна одевалась так, чтобы произвести впечатление не только красотой и вкусом, но и статусом. Инфанта Эулалия Испанская, посетив в начале XX века Россию "как туристка", потом писала: "На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове – кокошник, по‑нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один – целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу…" Увы, подходящей иллюстрации у меня нет, но пусть будет этот портрет в русском костюме. Ведь действительно похожа на древнюю императрицу, правда?

Зинаида Юсупова, Константин Маковский, ок. 1895. Из коллекции  Государственного исторического музея
Зинаида Юсупова, Константин Маковский, ок. 1895. Из коллекции Государственного исторического музея

Словом, восхитительная женщина. Даже если иметь в виду только моду.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!