Маяк - один из самых узнаваемых морских символов, наравне с якорем и штурвалом. Это слово входит во многие устоявшиеся словосочетания, такие как "Путеводный маяк" или "Надёжный маяк на жизненном пути" - да мало ли их?
Теперь же недальновидный человек может спросить - а на кой эти маяки, когда есть спутниковая навигация, все эти Джипиэсы и Глонассы? Однако всякое может случиться, а безопасность навигации должна быть гарантирована, поэтому и секстант до сих пор у каждого штурмана хранится. Другой вопрос - насколько уверенно он с ним управляется :)
У моряков к маякам особое отношение. Вот помню, тащим мы на своём буксире судно на разделку в Индию с какого-нибудь Тринидада в Карибском море. Половину Атлантического океана пересекаем по диагонали. Почти месяц полного одиночества среди водяных холмов или зеркальной глади от горизонта до горизонта. И как радует показавшийся наконец вдали мерцающий свет маяка, первый привет от далёкой Африки!
А когда уходишь от крымских берегов в сторону Босфора, последнее, что видно в ночи - зелёные вспышки маяка Ай-Тодор. Построен он, кстати, ещё в 1835 году.
Обычно маяк представляется в виде высокой башни. Но если он находится на гористом берегу, смысла строить башню нет и такие маяки довольно приземисты. Ай-Тодорский маяк не самый старый в Крыму, Тарханкутский построен в 1816-м. А Еникальский, в окрестностях Керчи, хоть и построен в 1820-м, но первые упоминания о маячном огне в этих местах датируются еще 350 годом до н. э.
Между прочим, одно из семи чудес древнего мира, маяк Фарос в Египте был построен позднее - в 283 году до нашей эры. Зато и высота его была не в пример больше - 135 метров, сторона квадратного основания составляла 35 метров. (Кстати, в разных источниках все эти цифры, хоть и незначительно, но отличаются. Я уже к этому привык :) Светил он на 50 километров по нынешним меркам. Уже тогда для концентрации светового потока была применена система вогнутых металлических зеркал.
Самый древний из ныне действующих маяков - Башня Геркулеса в испанском городе Ла-Корунья, построенная во II веке архитектором по имени Кай Сервий Лупо ( по-русски Волков будет) Конечно, она подвергалась перестройке в позднейшее время и теперь выглядит так:
Маяки бывают самые разнообразные по внешнему виду, одни из самых оригинальных - это церкви-маяки. Не знаю, как где, а в России их два. Первый на Соловецких островах:
Второй в Крыму, построенный в 2006 году:
Нельзя не упомянуть, что маяки не всегда использовались с благой целью помочь морякам ориентироваться в ночном море. А совсем даже наоборот - сбить их с пути, посадить на мель и потом ограбить. Этим промыслом занимались ещё в древние времена, не брезговали им и жители европейских берегов даже в 17-м веке.
Каково оно было - работать на маяке в старые времена? Смотритель, вступая в должность, давал клятву на верность служебному долгу и подписывал присяжный лист. Если по его вине происходило кораблекрушение - тюрьма или каторга. Никакой расслабухи во время вахты. Инструкция гласила: "...ни в фонаре, ни в комнате под фонарём, называемой вахтенною, не дозволяется иметь ни дивана, ни кровати, ни какой другой мебели, на которую бы можно было склониться". Т.е. прилечь.
В начале 19-го века на старейших крымских маяках в качестве источников света использовались масляные лампы на растительном масле. Для направления светового потока применялись параболические полированные чаши. Каждый час или даже чаще надо было регулировать высоту пламени, очищать нагар с фитиля и отражателей, доливать масло. У постоянного горящего огня маяка есть недостаток - его можно спутать со звездой, например, или не различить среди других огней населённого пункта поблизости.
Поэтому со временем маяки перевели на проблесковый режим. Во-первых, мигающий огонь заметнее, во-вторых, установив различный темп мигания на каждом маяке, появляется возможность их различать и не принять один за другой. Мигание производилось за счёт вращения осветительного аппарата. Подшипников ещё не знали, так что его устанавливали на поплавок в ванне со ртутью. В движение все приводилось механизмом наподобие часового за счёт висящих на цепях грузов, ну как на часах-ходиках, если их кто помнит :) Смотрителям добавилась забота подтягивать эти гири и смазывать маслом механизм. Беготни вверх-вниз внутри башни стало больше. Это лестница внутри одесского маяка, не самого высокого, кстати:
Так она выглядит после реконструкции 2010 года. А так на Тарханкутском в том же году:
Наука не стояла на месте и была изобретена линза Френеля, собирающая свет в направленный пучок, вот принцип её действия:
Впервые она была применена на американском маяке Pigeon Point Lighthouse, хотя изготовили её в Париже из 1008 призм:
Она имеет 5 метров в высоту и 2 в ширину, весит 900 кг. Источником света была ещё масляная лампа с пятью фитилями. Сейчас это музей.
Позже источниками света был керосин. Для работы керосинокалильного светильника требовался сжатый воздух, так что работы у маячных смотрителей ещё прибавилось. С приходом электричества стало попроще, но это там, где к маяку подведён кабель от внешнего источника. Если имеется свой дизель-генератор, то он тоже требует соответствующего ухода. В дневное время маяки можно различать по специальной яркой окраске в виде разноцветных колец и полос. Кроме того, маяки могут подавать акустические сигналы, радиосигналы, а также оборудоваться отражателями радиоволн. Я наткнулся на данные, что свет некоторых маяков виден на расстоянии в 37 морских миль, или 68,5 километра. Надо помнить, что этот параметр сильно зависит от состояния атмосферы. Но отблески маячного света на облаках можно видеть и с большего расстояния.
Снова отклонимся в сторону. Маяк мигающий - это хорошо, но ночью не так легко понять с какой стороны вы к нему приближаетесь. Поэтому помимо просто разноцветных огней, было применено такое устройство, что с определённого направления и в определённом секторе вы видите свет одного цвета, а с другого направления он уже отличается. На морских картах и в лоциях эти секторы обозначены и ориетироваться в таком случае гораздо легче. С развитием электротехники мигание маяка стало возможно обеспечивать с помощью автоматики просто включением и выключением светильника. Размеры линз стали меньше:
Но работа смотрителей и их подчинённых всё же довольно непроста. Зачастую маяки расположены вдали от населённых пунктов, а кое-где люди на маяке оставались отрезанными от цивилизации на долгие месяцы, например, на севере нашей страны. Требуется отменное здоровье, уравновешенный характер и способность заниматься однообразным монотонным трудом длительное время. Многие романтики проклинали тот день, когда решили удалиться от людской суеты в столь желанное уединение. Известны случаи, когда смотрители работали на своём маяке по 30 и более лет, а работа эта становилась семейным занятием и в следующем поколении.
Сейчас многие маяки работают в автоматическом режиме, обслуживющий персонал посещает их периодически. Источником энергии могут служить радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ), не требующие обслуживание. Однако всё, связанное с атомной энергетикой несёт определённый риск. В том числе, что РИТЭГ могут просто утащить. И такие примеры есть. По данным НКО «Беллона», с 1987 по 2004 год было зафиксировано девять случаев разграбления РИТЭГов, три аварийных сброса генераторов с транспортного вертолета, три раза были выявлены утечки радиации по причине недостатков конструкции, два РИТЭГа потеряны под слоем грунта и в одном случае не удалось установить причины механических повреждений корпуса.
Так что от такой энергетики стали избавляться.
А вообще, тема маяков, как и многие, относящиеся к морю, настолько обширна, что её полноценно раскрыть можно только в цикле статей.
Ещё на похожие темы:
Как посох Иакова не давал заблудиться в океане