Памятники археологии нередко становятся объектами сакрализации, обрастают мифами и легендами. Так, например, во многих деревнях Башкирии сегодня можно услышать о таких местах как «кала-тау» (город-гора), «аулия» (святое место), «алыплар зираты» (кладбище великанов) и др.
Археологами, беседовавшими во время экспедиций с местными жителями, не единожды записывались различные легенды, связанные с археологическими объектами. Так, например, одна из них была зафиксирована в 1997 г. Ф.М. Тагировым во время изысканий на юге Башкортостана (в Хайбуллинском районе). Она повествует о происхождении каменного кургана, известного как Кизяташ I.
История эта гласит, что несколько веков назад казахский батыр (богатырь, воин) приехал из-за реки Урал и похитил в башкирском селении девушку. Погоня не заставила себя ждать. В скором времени его настигли близ горы Кизяташ, расположенной у одноименной речки. В бою казахский воин был убит, однако башкиры в знак уважения к доблести батыра похоронили его с почестями, воздвигнув над погребением каменный курган, куда было положено и оружие убитого. Лук был установлен в насыпь кургана. Через некоторое время из него выросла осина, которую видно было в степи за многие километры. Дерево много раз засыхало, но всякий раз вновь оживало и зеленело.
Ф.М. Тагиров в своем отчете 1997 г. отметил, что в центре кургана есть большая впадина, а на фотографиях осина хорошо видна. В наши дни, однако, в ходе осмотра памятника выяснилось, что дерева нет (хотя куски древесины на горе лежат), но есть западина в каменной насыпи и разбросанные поблизости камни, что свидетельствует, по всей видимости, о разграблении памятника.
Городища Башкирии как часть легенд и мифов.