Найти тему

Музей подлодки К-21 в Североморске: крейсер, который атаковал «Тирпиц»

Оглавление

Минувшим летом, когда был в Мурманске, удалось съездить в закрытый город Североморск, где располагается база Северного флота. Там есть интересный музей подводной лодки К-21, участвовавшей в атаке фашистского линкора «Тирпиц».

Лодка установлена на набережной в Североморске. Наполовину крейсер «вмонтирован» в асфальт, но нос корабля уходит в воду.

Сначала немного истории:

Подлодка была построена в Ленинграде на заводе им. А. Марти, спущена на воду в 1939-м. Сначала ее отправили в Балтийский флот, но позже она вошла в состав Северного флота. И встала на службу в городе Полярный.

Первый боевой поход крейсера был в ноябре 1941 года - ночью экипаж К-21 поставил заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн. На следующий день - 27 ноября 1941 года на заграждении подорвался и затонул норвежский транспорт Bessheim, перевозивший военную технику фашистам.

За 15 лет службы К-21 приняла участие в большом количестве операций против фашистских захватчиков. Ее экипажу засчитали 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей.

Один из самых спорных эпизодов из жизни К-21 – атака немецкого линкора «Тирпиц». Это произошло 5 июля 1942 года – в то время лодка прикрывала проход союзного конвоя PQ-17. В него входило 35 кораблей, которые везли в Союз продовольствие и технику.

На перехват конвоя из северной Норвегии выдвинулся линкор «Тирпиц» - в то время, наверно, самый дорогой и знаменитый военный корабль Вермахта.

В 1942-м фашисты отправили «Тирпиц» в северную Норвегию пугать англичан. И добились своего – простым присутствием в Арктике корабль приводил в ужас английских адмиралов.

Хотя, существует такое мнение (или даже анекдот), что немцы специально прятали «Тирпиц» от авиации англичан, потому что его строительство было настолько дорогим, что его дешевле было прятать, чем потом объяснять Гитлеру, случись чего с кораблем.

Линкор "Тирпиц". Фото: forum.worldofwarships.ru
Линкор "Тирпиц". Фото: forum.worldofwarships.ru

В общем, грозный «Тирпиц» больше выполнял роль пугала, чем реального участника боевых действия. Достаточно сказать, что всю войну «Тирпиц» так и не поучаствовал ни в одном сражении.

Летом 1942 года «Тирпиц» отправился на перехват английского конвоя, шедшего в Мурманск. Собственно, это был единственный раз, когда линкор покинул свою норвежскую базу в Аль-фьорде.

Экипаж К-21 первым смог обнаружить линкор, окруженный кораблями сопровождения. Подлодка каким-то чудом проскочила между сопроводительными кораблями и выпустила по «Тирпицу» залп из четырех торпед. Две торпеды прошли мимо, а две другие – разорвались.

В музее есть даже схема атаки «Тирпица» лодкой К-21:

-4

Попала К-21 в «Тирпиц» или нет – историки спорят до сих. Известно, что после войны в немецких документах не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор. Немцы не зафиксировали даже самого факта атаки.

Тем не менее, после атаки экипаж подлодки сообщил координаты «Тирпица» командованию. Немцы вроде перехватили донесение, поняли. что раскрыты, а потому «Тирпиц» развернулся и ушел обратно в Норвегию.

Впрочем, есть версия, что к тому моменту фашистская авиация уже практически разбомбила конвой, поэтому продолжать преследование за отдельными баржами линкору было нецелесообразно.

23 октября 1942 года К-21 была награждена орденом Красного Знамени.

Что же касается «Тирпица», то, стоя в Норвегии в своем фьорде, он пугал англичан до 1944 года. В ноябре во время очередного налета они сбросили на линкор несколько бомб, что вызвало детонацию боеприпасов корабля. Он перевернулся и затонул.

В 1957 году корабль разрезали и продали в Германию. Часть обломков попали в музеи, часть пошло на строительство дорог. А носовая часть грозного линкора до сих пор лежит на дне Аль-форда.

В пригороде норвежского города Альта, где и стоял корабль, есть даже музей, посвященный «Тирпицу». Я побывал там в августе – так музей выглядит снаружи:

После войны К-21 принимала участие в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля, а после выхода из боевого состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.

В 1983 году лодку превратили в музей. Его уникальность в том, что переделали лишь три отсека – остальные же остались практически без изменений.

Вот отсеки, переделанные под музей (листайте галерею):

Но самые интересные отсеки, конечно же те, которые остались как на настоящей подлодке. Можно увидеть в каких тесных условиях воевали наши подводники (листайте галереи):

Музей работает ежедневно, кроме вторника и среды.

-9

Кстати, многие тут меня обвиняли, что я не мог попасть в Североморск. В общем, держите селфи на фоне лодки:

-10

Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips