Найти тему

Соборная площадь. Новые технологии в XV веке

Оглавление

Соборную площадь можно считать главной в Москве. На ней находятся три древних собора, величественный храм-колокольня «Иван Великий», церковь Положения ризы Божией Матери и старинные палаты.

Здесь проходили торжественные шествия по случаю больших церковных праздников, венчания на царство, отпевание усопших великих князей, брачные церемонии, приемы послов. И даже когда столица была перенесена в Петербург, российские императоры, вплоть до Николая II, венчались на царство шапкой Мономаха здесь же — в Успенском соборе.

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится Успенский собор.

Подробнее о Кремле и его истории читайте здесь - "Московский Кремль [Готовимся к уроку МХК] ч.2"

Успенский собор

Строительство началось в 1472 году с возведения Успенского собора – главного храма Москвы. Новый собор заложили на месте старого, сооруженного еще в 20 – е годы 14 века при Иване Калите. Будущий собор должен был превосходить все существовавшие тогда церкви. Строительство велось без задержек и через 2 года стены храма уже были почти готовы. Но произошла катастрофа. Ночью 20 мая 1474 года неожиданно рухнула северная стена здания. Существовало несколько версий:

  • собор разрушился из-за землетрясения
  • строительные просчеты
-2

Однако была и более серьезная причина: за годы монголо-татарского ига русские мастера утратили многие навыки, которые передавались от отца к сыну и позволявшие им в прошлом возводить большие и красивые здания. После нашествия Батыя строительство из камня на Руси практически прекратилось на несколько десятилетий. Многих зодчих увели в Орду.

После этой катастрофы московские зодчие Мышкин и Кривцов не взялись за работу, сочли задачу слишком сложной.

Тогда великий князь Иван III в 1474 году приглашает в Москву итальянских архитекторов, в частности Фиораванти, прозванному Аристотелем за «строительную мудрость». Именно ему предписано было создать Успенский собор Московского Кремля по образцу Владимирского Успенского собора.

Фиораванти внес в проект ряд новых архитектурных решений. В процессе строительства собора из камня и специально изготовленного кирпича были использованы технологии, ранее не применявшиеся на территории Руси.

-3

Аристотель Фиораванти прежде всего разобрал собор 1472-1474 годов. Для сноса стен были сделаны специальные стенобитные машины. Чтобы облегчить разборку, остатки стен обложили поленьями и подожгли. Обожженный известняк потерял прочность и стал крошиться. Быстрота расчистки поразила москвичей: “еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили”. Наблюдательный автор летописи отметил также, что рвы под фундамент Аристотель указал копать глубже, да еще забил во рвы дубовые сваи, засыпал камнем и залил известью. Такой фундамент должен был стать надежной основой для грандиозного храма.

Внимательно следя за ходом работ по возведению нового храма, летопись отмечает и густую известь, и смешанную технику постройки, и то, что своды церкви были выложены в один кирпич, и железные связи вместо дубовых балок. Не упустил летописец и того, что иностранный архитектор делал все “в кружало да в правило”, то есть циркулем и линейкой проверял правильность выстроенных частей здания. В 1479 году строительство было окончено, и новый храм торжественно освятили.

Причем Храм освящали дважды. Впервые — непосредственно после постройки в 1471 году; второй раз после изгнания французов в 1813 году.

Впоследствии в соборе короновались русские цари, он служил усыпальницей для митрополитов и патриархов земли Русской.

Архангельский собор

Собор посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года по проекту архитектора Алевиза Фрязина (Нового).

Сегодня это крупнейший в Кремле пантеон царских фамилий Рюриковичей и Романовых. Достаточно сказать, что здесь могилы Ивана Грозного, Петра II, Дмитрия Донского.

-4

Главной архитектурной особенностью храма является одновременное сочетание элементов итальянской и классической русской архитектур. Собор представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, который разделил здание на два этажа. Полукруглые закомары великолепно декорированы венецианскими раковинами. Эта деталь станет необыкновенно популярной в русском зодчестве. В целом, Архангельский собор напоминает итальянские палаццо.

Благовещенский собор

Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в 1484 – 1489 г г.в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих на месте старого разобранного храма, белокаменный собор представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида.

-5

Для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. В этот собор перенесли иконостас работы Андрея Рублева и Феофана Грека, выполненные ими в 1405 году для старого собора. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Храм претерпел существенные изменения во времена царствования Ивана IV. К папертям пристроили приделы с куполами, после чего их общее количество возросло до девяти. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского, с которого Иван Грозный слушал службу в собственной домовой церкви, когда ходил под епитимьей за незаконный четвертый брак (с Анной Колтовской) (на год Иван Грозный был отлучен от церкви он не мог больше по православным законам молиться в церкви).

Ещё одна легенда, связанная с Грозненским крыльцом. Говорят, что... ...с «грозненского крыльца» Благовещенского собора в марте 1584 года Иван IV увидел крестообразную комету и истолковал ее как знак скорой кончины. Через несколько дней царь умер.

В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.